В результате расширения границ столицы в 2012 году ее площадь увеличилась почти в 2,5 раза. Население Новой Москвы сегодня составляет более 500 тыс. человек, включая временно проживающих. За эти годы введено около 8 млн кв. метров недвижимости, в том числе почти 6 млн кв. метров жилья. Сданы в эксплуатацию 23 детских сада, восемь школ, восемь поликлиник, три парковые зоны, построены и реконструированы три автомобильные дороги… В канун четырехлетия Новой Москвы на вопросы журнала «Столичный стиль» ответил руководитель Департамента развития новых территорий Владимир Жидкин.
– Владимир Федорович, о стремительных темпах развития территорий, присоединенных к Москве в 2012 году, говорят уже и зарубежные специалисты, и эксперты. Недавно во Франции в рамках Дней Москвы мэр Сергей Собянин участвовал в пленарной сессии «Большая Москва – Большой Париж», где ознакомил зарубежных коллег с ходом реализации крупнейшего проекта. А что, собственно, общего в проектах Новая или Большая Москва и Большой Париж?

– Общего у крупнейших мировых мегаполисов много: это и вопросы создания транспортной инфраструктуры, и проблемы перенаселенности городов, задачи экологического, социального характера, система логистики грузов и многое другое. Как и мы, французские коллеги уже более десяти лет ищут пути, разрабатывают планы по качественному преобразованию столиц, в частности, используя для этого расширение границ.
Приступая к освоению Большой Москвы, мы внимательно изучили международный опыт решения этих проблем, в том числе опыт планирования Большого Парижа. Более того, французские специалисты участвовали в Международном конкурсе на разработку концепции Московской агломерации. Победителем в двух номинациях – «Развитие Московской агломерации» и «Развитие Большой Москвы» – стала франко-российская команда Grumbach-Wilmotte.
– Прежде чем говорить о реализованных за минувшие четыре года проектах в Новой Москве, о построенных объектах, хотелось бы узнать, какие стратегические направления развития новых территорий, на ваш взгляд, предопределили достигнутые успехи на сегодняшний день и подтверждают реалистичность перспектив на будущее?
– Прежде всего, я бы назвал основательность и качество проработки планов развития новых территорий. В этом процессе участвовали практически все структуры правительства города, а окончательные решения принимал мэр. А в обсуждении проектов территориальных схем ТинАО участвовали сами жители.
Здесь хотелось бы отметить, что для большинства специалистов нашего департамента, а это, поверьте, профессионалы высочайшего уровня, присоединенные территории вовсе не были неизведанными. И я сам, и мои заместители, многие другие коллеги раньше работали, что называется, на земле – в Московской области.
Вторым фактором, предопределившим эффективное, качественное развитие новых территорий, я бы назвал точный и обоснованный выбор приоритетов, направленных на полицентричный, комплексный подход к развитию присоединенных территорий. Он предполагает одновременное возведение в значительных масштабах жилья, объектов производственного и коммерческого назначения для создания рабочих мест, а также современных объектов социального назначения – школ, больниц, детских садов. Замечу, стандарты обеспеченности при этом соблюдаются такие же, как в столице, а зачастую – выше.
Сюда же следует отнести создание надежной, современной дорожно-транспортной и инженерной инфраструктуры. Все это, образно говоря, служит генератором энергии поступательного развития.
– Были у специалистов сомнения: по силам ли Москве решать одновременно все эти задачи? Раньше такого одновременного масштабного размаха во всей России не наблюдалось…
– При грамотном, профессиональном и ответственном подходе возможно. И здесь хочу остановиться на следующей, третьей, стратегической составляющей. Суть ее в максимально эффективной работе руководства города по привлечению инвестиций. Это сейчас инвесторы проявляют активную самостоятельность в строительстве на территории новых жилых комплексов детских садов, школ, поликлиник, зная, что наличие «социалки» во многом предопределяет растущий спрос на жилье. А четыре года назад воспринимали такое строительство как непрофильное, следовательно, неприбыльное. Сегодня же мы констатируем: три четверти социальных объектов в Новой Москве построено инвесторами.
И, наконец, четвертым звеном успеха в реализации стратегии развития новых территорий я бы назвал ощущаемое людьми, а не декларируемое, стирание граней между исторической и Новой Москвой. И это действительно так. Судите сами: проблем с устройством детей в детсады практически нет, занятия в школе – в одну смену, работа, поликлиника – рядом с домом. Пенсии, социальные выплаты – по столичным стандартам. Количество рабочих мест в ТиНАО за этот период возросло в два раза, на 85 тысяч. Наконец, в Новую Москву пришло метро, открыты две станции – «Румянцево» и «Саларьево», а в ближайшие годы по решению мэра Москвы линию протянут и в Коммунарку. Раньше люди, проживающие за МКАД, о метро могли только мечтать, так что стиль жизни здесь – вполне столичный.
– Как развивается дорожно-транспортная инфраструктура?
– Создание дорожно-транспортной инфраструктуры – одна из важнейших задач, несмотря на то, что это довольно затратная составляющая развития новых территорий. До конца 2018 года в Новой Москве планируется построить около 130 км новых дорог – 12 автодорог, а также семь эстакад и развязок. В этот объем входит как реконструкция Калужского шоссе и других магистралей, так и строительство поперечных связок и подъездов к отдельным населенным пунктам. В целом же инфраструктурное строительство в Новой Москве к 2035 году предполагает прокладку 700 км дорог и 45 км линий метро, а также 24 транспортно-пересадочных узла(ТПУ), которые могут стать новыми «точками роста» на присоединенных территориях.
Важно, что в Новой Москве в строительстве транспортных объектов будет участвовать бизнес. Так, французская международная инвестиционная группа IIG-International Investment Group может построить в Новой Москве дорогу протяженностью 1,5 км для обслуживания бизнес-парка «Кольчуга». Еще один крупный застройщик, компания «Мортон», намерена вложить около 8 млрд руб. в строительство дороги между Киевским и Калужским шоссе. Новая дорога обеспечит жилые микрорайоны инвестора транспортной доступностью. То, что власти города планируют активно привлекать бизнес для создания транспортной инфраструктуры, позволит, с одной стороны, организовать развитую улично-дорожную сеть, а с другой – увеличить капитализацию объектов недвижимости.
При этом и цены на жилье в Новой Москве в полтора раза ниже, чем в старой, и почти такие же, как в Московской области. Потенциальные жители видят, как преобразуются эти территории, вот и выбирают «где лучше». А жилье здесь строится на любой вкус. Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу создавать здесь комфортную среду для жителей, и малоэтажные жилые дома полностью вписываются в эту концепцию.
– А как изменится облик дачных поселков, садовых товариществ? Будут ли они обеспечены необходимой инфраструктурой?
– Дачные поселки и садовые некоммерческие товарищества (СНТ) занимают 6 тыс. гектаров (около 4%) территории ТиНАО. Они очень разные; где-то это коттеджи, которые постепенно превратились в объекты индивидуального жилищного строительства (ИЖС), где-то – обыкновенные дачные домики. В них сезонно проживают около 200 тыс. человек. Как отмечал заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, дачные поселки на присоединенных территориях будут сохранены, а занятые ими земли отведены под ИЖС. Власти столицы также намерены усиленно развивать инфраструктуру таких садовых товариществ и сельских населенных пунктов – газифицировать поселки, провести водопровод, электричество и построить удобные подъездные дороги.
Надо отметить, что до момента присоединения новых территорий там действовали разрозненные системы водо-, энерго-, тепло-, газоснабжения. Теперь же выработаны новые подходы с акцентом на комплексное решение этой задачи. Наши специалисты тщательно разрабатывали необходимую для ее реализации документацию. Утвержденными территориальными схемами развития ТиНАО предусмотрены основные показатели развития головных объектов инженерной инфраструктуры. А средства, выделяемые в соответствии с утвержденной Адресной инвестиционной программой на 2016–2017 годы, – это финансовая гарантия того, что все намеченные проекты будут успешно реализованы.
Собственно, они уже реализуются – на территории ТиНАО до 2018 года запланировано благоустройство 30 деревень и 75 СНТ. Программа благоустройства предусматривает строительство автодорог, водопроводов, газопроводов, а также других объектов инфраструктуры. Из городского бюджета на эти цели будет выделено более 2 млрд руб.
– Как обстоят дела с водоснабжением? Известно, что качество воды в ТиНАО оставляет желать лучшего.
– Вся территория Новой Москвы будет обеспечена чистой питьевой водой к 2025 году. Сейчас 97% воды в ТиНАО добывается из подземных источников, а чтобы улучшить качество питьевой воды, необходимо построить централизованную систему водоснабжения с водоподготовкой и водоотводом. В Москве есть собственные мощности по очистке воды, поэтому продлить новые ветки водопровода планируется за счет мощностей Московского водоканала. Линии пройдут вдоль Киевского, Калужского и Боровского шоссе. На строительство водопровода из бюджета планируется выделить порядка 15 млрд руб.
Схема водоснабжения ТиНАО уже разработана. В этом году начнут протягивать водопровод от МКАД вдоль Калужского шоссе до Троицка диаметром 1000–1200 мм. Это обеспечит потребности как минимум половины территории, прилегающей к МКАД, и со временем водопровод заменит имеющиеся на сегодня подземные источники грунтовых вод. Серьезной модернизации потребует и система водоотведения. Уже подготовлено задание на проектирование и строительство объектов водоснабжения и водоотведения административно-делового центра в поселке Коммунарка и на прилегающей территории. Общая концепция развития водопроводной сети ТиНАО предполагает протянуть водопровод от Калужского шоссе до сельского поселения Вороновское. Более отдаленные от МКАД территории будут по-прежнему снабжаться водой из подземных источников, однако для них будут построены станции очистки воды до высокого питьевого качества.
Уверен, все намеченные планы мы выполним, и жизнь всех, кто живет в Новой Москве, станет по-настоящему комфортной, интересной и счастливой. Ради того и трудимся.
Алексей Кротов
СТОЛИЧНЫЙ СТИЛЬ


Источник: http://stroi.mos.ru/interviews/vladimir-zhidkin-ghrani-miezhdu-istorichieskoi-i-novoi-moskvoi-postiepienno-stiraiutsia