Интервью с главным внештатным специалистом гериатром Департамента здравоохранения Москвы, директором Российского геронтологического научно-клинического центра Ольгой Ткачевой.
В преддверии Международного дня пожилого человека, отмечаемого 1 октября, «Московская медицина» поговорила с О.Ткачевой о том, когда нужно обращаться к гериатру, какие симптомы являются тревожными, что делать, чтобы продлить активную жизнь, когда начинать заниматься профилактикой возрастных болезней и о перспективах появления эликсира молодости и «таблетки» бессмертия.
- Ольга Николаевна, расскажите, пожалуйста, в каких случаях стоит обращаться к гериатру?
- К гериатру обращаются или направляют по определенному спектру показаний, связанными с процессами старения. Показанием для консультации с гериатром является прогрессирующая старческая астения, гериатрические синдромы – их более 60, к ним относят высокий риск падений, беспричинное снижение веса у пожилых людей, нарушения памяти, сенсорные расстройства, нарушения физической активности, полиморбидность (множественность заболеваний у одного пациента). Гериатр же должен решить, что приоритетно для лечения, определить стратегию лечения. Лечить все болезни обычно невозможно, да и не нужно. Это может ухудшить прогноз и снизить качество жизни. Нужно понять главную цель, насколько пациент функционален, а насколько нуждается в уходе. Иногда нужно связаться с социальными службами, чтобы помочь. Гериатр – это довольно узкая специальность, но при этом он решает целый комплекс медицинских и социальных вопросов.
- А есть ли у нас (и должны ли быть) еще более узкие специалисты – например, гериатры-кардиологи, гериатры-психологи?
- Нет, не считаю, что они должны быть… Может быть, в научных институтах – наука может сузиться до кардиогериатрии и тщательно изучить какой-то частный вопрос. Для здравоохранения это невозможно и не нужно. Гериатр должен смотреть на пациента, определяя совокупность проблем. А каждый специалист (кардиолог, невролог и др.) должен знать возрастные особенности.
В течение последних трех лет гериатрия в России, в Москве активно развивается. Принят порядок медицинской помощи по профилю «Гериатрия», увеличивается количество врачей, получающих образование по этому профилю. Пока в Москве гериатров всего 25, но в соответствии с новым порядком количество гериатров должно быть один на 20 тысяч населения пожилого возраста (старше 60 лет). И хотя специалистов немного, они очень грамотные. Терапевты тоже достаточно образованны в плане оказания медпомощи людям старшего возраста, мы регулярно проводим образовательные конференции, программы. Поэтому в Москве ситуация намного лучше в этом плане, чем в регионах, по моим ощущениям.
- А как попасть на прием к гериатру?
- В соответствии с порядком любой гражданин старше 60 лет может попасть на прием. Но в реальности к гериатру обычно направляет участковый терапевт, врач общей практики по показаниям, четко прописанном в порядке. Как я говорила, это, например, синдром старческой астении и комплекс гериатрических синдромов.
- Можно ли получить эту помощь в рамках ОМС?
- Да, к гериатру направляют по полису ОМС. Сейчас мы разрабатываем гериатрический стандарт ОМС, который будет несколько шире, чем для молодых пациентов с аналогичными заболеваниями, поскольку в стандарте будет учитываться полиморбидность, физические, функциональные, когнитивные расстройства.
- Может, расскажете о секретах долголетия – как дольше и активно жить?
- Первое – профилактика должна начинаться с молодого возраста, не надо думать, что активное долголетие можно обеспечить, занимаясь оздоровительными программами или профилактикой в пожилом возрасте. Буквально с детства нужно думать о своем здоровье.
Второе – для пожилых пациентов также есть специальные программы диспансеризации, которые особым образом оценивают состояние людей в возрасте. Диспансеризацией не стоит пренебрегать.
Также никто не отменял здоровый образ жизни, вредные привычки не способствуют долголетию.
Отдельным пунктом нужно выделить физическую активность. Это залог поддержки хорошего физического состояния. Не меньше 40 минут в день надо гулять, двигаться, если есть возможность – ходить в бассейн, заниматься на тренажерах. Но активность должна быть с учетом противопоказаний. Дряхлость – это угасание мышечной ткани, происходящее с возрастом. И единственный способ удержать прогрессирование дряхлости – физическая активность.
Чтобы сохранить память, тоже нужно функционировать – читать, тренировать память, учить стихи, творить. Недаром люди, занимающиеся наукой, живут долго. Это связано с тем, что их мозг постоянно функционирует.
Также не способствует долголетию социальная изоляция. Это один из важных аспектов, я даже не знаю, что важнее – своевременная диагностика болезней или борьба с социальной изоляцией. Человек должен быть в обществе, должен быть востребован настолько, насколько это возможно – в обществе, в семье. Его социальная активность – залог долголетия.
Кроме того, все долгожители доброжелательны, с интересом смотрят в будущее, им все интересно.
Если говорить коротко, то основа активного долголетия, молодости, - это функционирование. Физическое, когнитивное, социальное функционирование.
- А с какого все-таки возраста нужно задумываться о профилактике возрастных болезней?
- Есть теория внутриутробного программирования. В зависимости от того, какой метаболизм у матери, у ребенка закладывается механизм, ответственный за скорость старения сосудов, например. Когда говорить о здоровье? С момента, когда человек появляется в мире. А проблемы, проявляющиеся с возрастом, можно выявлять, проходя своевременную диспансеризацию бесплатно. Так можно бесплатно пройти диагностику на самом современном оборудовании, с самыми современными методами и с последующей профилактикой заболеваний.
- Часто говорят, что одна из проблем диспансеризации в том, что нужно знать, что проверять у конкретного человека. Что можно на это ответить?
- В программе диспансеризации заложена возрастная специфика. В определенном возрасте начинается скрининг онкологических заболеваний, скрининг кардиоваскулярный. Все очень индивидуально, конечно, но диспансеризация не поголовно для всех одинакова, врач смотрит на пациента и запускает ту программу, которая ему нужна.
- А как вы относитесь к самолечению? Ведь часто как только начинаются когнитивные расстройства, покупают препарат гинкго билобы и рассчитывают, что все будет нормально.
- Я бы не хотела говорить конкретно об этом препарате, в каких-то случаях он может быть очень эффективен, но разобраться в этом должен специалист. Причиной когнитивных нарушений может быть масса заболеваний, и в каждом случае требуется особое лечение. Самолечением, конечно, нельзя заниматься, это может ухудшить протекание заболеваний. У нас есть такая проблема – диагностирование болезни Альцгеймера на стадии деменции, когда человек уже не может себя обслуживать. Если б ее определили лет 6-7 назад, тогда бы мы успели назначить лекарства, которые замедлили бы развитие. У пожилых людей очень распространено самолечение лжепрепаратами, лжемедицинскими приборами. Пожилого человека зачастую легко обмануть, и этим пользуются мошенники. И в лучшем случае они продадут пожилому человеку пустышку, а в худшем – это может навредить и помешать настоящему лечению.
- А насколько вероятно появление в будущем эликсира молодости или «таблетки» бессмертия?
- Эликсир вечной молодости, скорее всего, не изобретут. Причина одна: старение человека – это процесс, который идет сразу во всех органах и системах, он имеет сложный механизм. Чтобы кардинально влиять на процессы старения, нужен комплекс мер.
- А как же история Элизабет Пэрриш, которая попробовала на себе генную терапию и вроде как остановила свое старение?
- Пока сложно об этом говорить, научных публикаций на эту тему нет. Вроде как речь идет о том, что она повлияла на гены, удлинила теломеры клеток. Якобы она омолодила свои клетки на 20 лет. Непонятно пока, как она это сделала, повлияло ли это на что-то, и к чему это приведет. Укорачивание теломеров с возрастом имеет защитную функцию, защищает нас от онкологических заболеваний. Так что этот опыт очень спорный.
Лекарства, продлевающие жизнь, особенно активную жизнь, будут. Но это будет комплекс лекарственных и нелекарственных воздействий. В вопросе продления жизни будущее за генной терапией, за изучением стволовых клеток.
- Часто говорят, что на Западе люди дольше живут, дольше длится активная жизнь. А у нас как обстоят дела?
У нас тоже много долгожителей. Статистика, конечно, меняется, но год назад у нас было 3000 москвичей старше 100 лет.
Я не согласна с тезисом, который часто звучит, что нужно готовиться к старости, к угасанию. Нужно наоборот думать, что мы можем все, надо учиться, интересоваться, чего-то достигать, активно работать, быть если не общественно активным человеком, то интеллектуально активным, в семье активным, стараться кому-то помочь. Интерес всегда можно найти. У нас активно вовлекают пожилых в социальные проекты, часто люди в возрасте сами становятся волонтерами. Надо менять философию старости, отношение общества к возрасту.
В Москве продолжительность жизни больше, чем в других регионах РФ – 76 лет. Почему? В Москве комфортно жить, здесь очень сильная медицина, сильная социальная служба. Много помогают общественные организации. Три года назад появился главный гериатр. Ясно, что власти Москвы обратили внимание на эту проблему. Есть позитивная динамика в этом вопросе.
Есть такая, на мой взгляд, "сказка" об отказах в госпитализации людям пожилого возраста. В Москве отказов в госпитализации пожилым людям практически нет. Здесь оказывают современную высокотехнологичную медпомощь людям старшего возраста. Очень хорошо оборудованы медицинские учреждения, стационары - по последнему слову науки и техники, практически любое медицинское вмешательство здесь возможно. Сейчас много критики, и несправедливой зачастую критики в адрес медицины в Москве.
Сейчас действительно идет усиление первичного звена, врачи получают хорошее образование, знают специфику людей пожилого возраста.
Оптимизация, которая идет, не равно сокращению, это увеличение доступности и качества медпомощи, на мой взгляд. Кроме того, заметно сократились очереди. И не надо забывать о ежедневном мониторинге качества оказания медпомощи.
Ссылка на материал: http://med.interfax.ru/articles/524/