В 2016 году 859 московских выпускников текущего года с ограниченными возможностями здоровья выбрали государственную итоговую аттестацию (ГИА) в форме ЕГЭ вместо государственного выпускного экзамена (ГВЭ). В прошлом году ЕГЭ сдавали 537 участников с ОВЗ. Об этом сообщил заместитель директора Московского центра качества образования, руководитель регионального центра обработки информации Андрей Постульгин.
Это стало возможным благодаря развитию системы инклюзивного образования в школах, созданию комфортных условий для детей с особыми образовательными потребностями.
«Для учеников, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, экзамен проводился на дому. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья были созданы специальные условия в пунктах проведения экзамена», – сказал Андрей Постульгин.
В частности, продолжительность экзамена была увеличена на 1,5 часа (за исключением ЕГЭ по иностранным языкам (раздел "Говорение"), на экзамене присутствовали ассистенты, оказывающие необходимую техническую помощь, для слабослышащих обучающихся аудитории для проведения экзамена были оборудованы звукоусиливающей аппаратурой, для слабовидящих детей в экзаменационных материалах использовался увеличенный шрифт, в аудиториях для проведения экзаменов находились увеличительные устройства и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс. Для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата письменная экзаменационная работа выполнялась на компьютере со специализированным программным обеспечением.
«Я сразу хотел сдавать экзамены без всяких поблажек, как и все, я был уверен в своих силах. Из дополнительных условий на экзаменах у меня был крупный шрифт и лупа – у меня плохое зрение. Положено было еще дополнительное освещение, но мне оно было не нужно. Никаких неожиданностей на экзаменах не было, все, к чему готовился, то и было», – рассказал выпускник гимназии №1540 Евгений Хейнман, набравший высокие баллы на ЕГЭ по трем предметам. Сейчас он – студент Высшей школы экономики.
Для тех ребят, которые сдавали ЕГЭ на дому, были созданы условия, необходимые для пункта проведения экзамена, – установлены камеры видеонаблюдения, присутствовали общественные наблюдатели. Но непривычные для городской квартиры условия нисколько не смущали выпускников.
«Экзамен был сложным, но, благодаря тому, что я готовился к нему, страшно мне не было. В целом на экзаменах мне было вполне комфортно, только на первом экзамене я отвлекался немного на экзаменаторов с непривычки, а на втором экзамене я сконцентрировался только на работе. Школе я хочу сказать огромное спасибо, у меня была хорошая подготовка, благодаря которой я сдал ЕГЭ! Результатами экзаменов я доволен – по русскому языку у меня 72 балла, по математике я выполнил правильно 18 заданий из 20, это пятерка», – поделился своими впечатлениями выпускник центра образования «Технологии обучения» Андрей Журавлев, сдававший ЕГЭ на дому.
На сегодняшний день во всех столичных школах созданы комфортные условия, чтобы дети с особыми образовательными потребностями могли учиться наравне со своими сверстниками. Здания школ оборудованы пандусами, поручнями, лифтами и подъемниками. Для организации учебного процесса приобретены учебники с увеличенным шрифтом и другое специальное оснащение.
«Система инклюзивного обучения в нашей гимназии включает в себя несколько компонентов. В первую очередь, это разноуровневое обучение детей, преимущественно в начальной школе, когда на один урок выходят три или четыре учителя. Также в систему инклюзивного образования включены дополнительные занятия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Для того чтобы дети с ОВЗ могли учиться и общаться с другими детьми создана безбарьерная среда. Для слабовидящих детей предусмотрены специальные обозначения, чтобы они могли свободно ориентироваться в школьной среде, а для тех, кому необходимо сопровождение, есть тьюторы. В здании нашей гимназии работает лифт, чтобы дети с нарушением опорно-двигательного аппарата могли передвигаться по этажам без проблем», – рассказал заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии № 1540 Ярослав Быховский.
В другой московской школе – центре образования «Технологии обучения» – для детей с ограниченными возможностями здоровья создана специальная информационно-образовательная среда – i-класс.
«Она предполагает поддержку ребенка по всем предметам. Когда у нас проходит урок, ребенок заходит в эту информационную среду, в наш i-класс, где выложены все необходимые материалы. Каждый ребенок может несколько раз открывать эти материалы в том темпе, который ему удобен. Для каждого предмета у нас разработан свой дистанционный курс. Но кроме этого у нас разработано более 150 курсов по дополнительному образованию, чтобы ребята узнали что-то еще, помимо того минимума, который есть в основной программе. Эти дополнительные кружки тоже имеют информационную поддержку в нашей среде», – рассказала директор центра образования «Технологии обучения» Ольга Асаянова.