Объемы реставрации памятников в Москве в последние годы выросли в десятки раз.

Объемы реставрации памятников в Москве в последние годы выросли в десятки раз. Об этом рассказал в ходе осмотра итогов реставрации памятника архитектуры федерального значения «Скоропечатня товарищества А.А. Левенсон» в Трехпрудном переулке мэр Москвы Сергей Собянин. В частности, по его словам, в 2016 г. в Москве проведены реставрационные работы на 90 памятниках архитектуры, а всего с 2011 года в городе было отреставрировано более 700 памятников истории и архитектуры. «В Москве продолжаются большие реставрационные работы. В настоящее время в реставрации находится более 300 памятников истории, культуры», - уточнил Сергей Собянин.
В 1900 г. в Трехпрудном пер. по проекту архитектора Федора Шехтеля построили здания типографии А.Левинсона. Комплекс состоит из трех объектов - административного, производственно-типографического корпусов и здания сторожки. С начала 1990-х гг. здания скоропечатни используются в качестве офисного комплекса.
Комплексная реставрация зданий началась в 2013 г. и завершилась в августе 2016 г.
Здания Скоропечатни А. А. Левенсона, находившейся во владении № 7-9 по Трёхпрудному пер., строились начиная с 1900 г. по проекту Ф.О.Шехтеля по заказу владельца участка Александра Александровича Левенсона, известного в России конца XIX - начала XX века предпринимателя в области печатного дела. Новый комплекс, по мнению хозяина участка, должна была быть «Современной, хорошо построенной и устроенной фабрикой, представляющей собою комбинацию всех последних слов новейшей техники, гигиены и архитектурного искусства». Проект Ф.О.Шехтеля, представившего планы и фасады главного корпуса типографии, был выбран в ходе конкурса.
Выдающийся мастер русского модерна спланировал застройку участка, выстроил главный дом и производственные корпуса, отвечающие всем требованиям современной по тем временам технологии. Здания оригинальной архитектуры вместе образовывали целостный комплекс. Главный дом был стилизован под средневековый замок. Фабричные корпуса в глубине участка несли фоновую нагрузку и были решены в архитектурных формах современной европейской промышленной архитектуры - рациональной ветви модерна.
Строительство комплекса типографии началось со сноса практически всех усадебных деревянных построек, на месте которых в 1900 г. были возведены протяженный четырехэтажный фабричный корпус, соединенный с трехэтажной конторой, выходившей фасадами на переулок (строение №1), и сторожка (строение №8) с оградой и воротами вдоль улицы. В 1901 г., также по проекту Ф.О.Шехтеля, во дворе было выстроено второе фабричное двухэтажное здание, надстроенное в 1909 г. третьим этажом и соединенное с основным корпусом переходом на уровне вторых этажей (строение №4).
Фабричный корпус 1900 г., занимающий всю левую половину двора, и вытянутый вглубь узкого участка, практически не виден с улицы. Он состоит из четырех этажей и оформлен очень лаконично. Каждый этаж имеет по одиннадцать больших окон. Этажи разделены на три огромных зала, соединенных между собой арками. Вдоль всей длины объема тянутся два ряда чугунных колонн с оригинальными капителями, поддерживающими перекрытия. Фасады корпуса выдержаны в стиле рациональной промышленной европейской архитектуры с минимальной отделкой.
Другой фабричный корпус, меньший по размерам, расположился внутри участка и был архитектурно созвучен раннему корпусу. В отделке окон, дверей, металлических деталей у второго строения имеются индивидуальные черты.
Главным акцентом комплекса Скоропечатни является административный корпус, выходящий главным фасадом на красную линию Трехпрудного переулка и примыкающий к первому фабричному корпусу. Кованая ажурная ограда с воротами соединяет его с небольшой сторожкой, выполненной в единой стилистике с домом. На главном фасаде, выходящем на Трехпрудный переулок, находится барельеф, изображающий рабочих-печатников, исполненный дрезденским скульптором. Здание конторы имеет сложную объемно-пространственную структуру, свойственную жилым особнякам эпохи модерна.
Силуэт типографии с башенками, высокой кровлей над центральной частью в последующие годы Ф.О.Шехтелем будет переработан в неорусском стиле и по-новому интерпретирован в здании Ярославского вокзала в Москве (1904 г.).
Особый интерес представляют интерьеры административной части здания. Центром его планировочной структуры является просторный вестибюль первого этажа и парадная лестница из доломита. Необычная конструкция лестницы в виде спирали, с выразительным скульптурным ограждением, напоминающим стилизованную волну, является предшественницей знаменитой лестницы из особняка С.П.Рябушинского на Малой Никитской улице в Москве. Во втором этаже располагались просторный зал для собраний и кабинет директора-распорядителя А.А.Левенсона.
После 1917 г. типография была передана Всероссийскому Земскому Союзу, а в 1923 г. стала 16-й типографией «Мосполиграфа». В 1925-1927 гг. на ее территории проектируются и затем возводится ряд производственных корпусов, уплотнивших застройку владения. В советское время была переделана ограда по переулку, объем сторожки был включен в более позднее, вытянутое вдоль переулка, здание. Производственные корпуса получили дополнительные пристройки, исказившие их первоначальные масштабные характеристики.
В настоящее время на объекте завершены комплексные ремонтно-реставрационные работы, целью которых являлась ликвидация последствий неправильной эксплуатации здания и причин, вызвавших имеющиеся разрушения.
В частности, было выполнено, укрепление фундаментов, расчистка и промывка кирпичных поверхностей, обработка фасадов и реставрация кирпичной кладки, расчистка и покраска металлических деталей. Также был воссоздан утраченный металлический светильник над воротами строения 8, произведены ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений строения 1, произведены противоаварийные работы по кровле строения 4.