В рамках Санкт-Петербургского культурного форума прошла дискуссия «Россия в международном культурном диалоге» с участием Сергея Кузнецова, Терезы Мавики, Семена Михайловского, Антонио Бельведере и Владимира Филиппова.

В рамках Санкт-Петербургского культурного форума прошла дискуссия «Россия в международном культурном диалоге» с участием Сергея Кузнецова, Терезы Мавики, Семена Михайловского, Антонио Бельведере и Владимира Филиппова.

Лукас Файрайсс, урбанист и писатель: «Сегодня в мире господствует глобализация, и нам необходимо признать конкурирующие взгляды друг друга на культуру, общество, традиции, действовать чутко и ответственно. Понимание культуры в этом процессе имеет огромное значение, особенно в периоды международной напряжённости и санкций.
Открытость, уважение между людьми, которые относятся к разным сообществам, обмен идеями, культурными практиками, художественными произведениями — это единственный способ избежать непонимания в мире. Конечно, есть шанс, что все это будет использоваться в негативном ключе, в качестве пропаганды, но нужно помнить: политические действия имеют все-таки приходящий характер, а культура и искусство вечны.
Архитектура исторически и политически всегда присутствует в повседневной жизни граждан. Она создаёт культуру, открывает границы между странами, формирует коммуникацию. Каждое строение имеет семантические качества и свойства: оно передаёт и транслирует, объединяет и создаёт новые перспективы. Архитектура это всегда великая сила, а значит и большая ответственность».
Нужно помнить, что архитектура — это не только стены, но и мосты между нациями и культурами.
«У культуры нет паспорта, надо всегда налаживать открытый диалог. Политикой занимаются люди, которые живут здесь и сейчас. Если ты желаешь жить иначе, то выбираешь культуру», — поддержала коллегу итальянка Тереза Иароччи Мавика, директор русского фонда «Виктория — искусство быть современным» (V-A-C). Она рассказала о роли мецената в России, восприятии русских художников на Западе и о том, как появилась идея превратить бывшее здание ГЭС-2 в новый музейный комплекс.
«Мы называем ГЭС-2 проектом щедрости. Это два гектара земли в центре Москвы, которые никогда не принадлежали городу. Наша задача — возвратить эту территорию городу. Это значит совершить огромный шаг вперед и создать новое значение для слова музей. ГЭС-2 откроется в мае следующего года», — отметила Тереза Мавика.
ГЭС-2 будет не местом, в котором мы будем хранить и показывать что-то. Скорее она будет продолжать быть станцией, теперь здесь будет производиться культура.
«Для меня как для директора фонда главной целью стало продюсирование русского современного искусства и возможность дать этому искусству немного другой ритм, чтобы о нем больше знали за границей. Мы начали приглашать западных кураторов, и в итоге нам удалось создать группу союзников, с которыми мы активно сотрудничаем», — добавила она.
Заместитель руководителя департамента культуры Москвы Владимир Филиппов рассказал о саммите Культурного форума мировых городов, который проходил в столице с 5 по 7 октября на значимых культурных площадках: ВДНХ, Мультимедиа Арт Музей Москва, «Гараж», культурный центр ЗИЛ, Электротеатр «Станиславский», ГМИИ им. А. С. Пушкина, Дом Пашкова. Саммит в этом году был посвящён ключевой роли культуры для успешности и гармоничного развития современных городов.
«Успех культуры города можно измерить и по тому, как и в каком качестве хотят приезжать в твой город жить и работать. А это вопрос репутации города и тех людей, которые формируют в той или иной сфере образ города через культуру и доброжелательные среду», — говорит Филиппов.
Главный архитектор Сергей Кузнецов: «Я хочу поблагодарить вице-премьера Ольгу Голодец и министра культуры Владимира Мединского за создание секции архитектуры и урбанистики в рамках Международного культурного форума. Петербург — наглядный пример того, как происходит диалог, поэтому это идеальное место для таких встреч. В Москве мы установили практику международных архитектурных конкурсов, что также способствует культурному обмену. Приглашение зарубежных архитекторов способствует развитию конкуренции, наши архитекторы учатся, соревнуясь с лучшими мировыми практиками. Всем противникам конкурсов отвечу следующее: я считаю, что объект архитектуры принадлежит больше тому месту, где он расположен, чем людям, которыми он создавался. Зарубежные проекты в России — они все равно русские. Кроме того, мы стараемся участвовать на различных международных площадках: Венецианская и Аргентинская биеннале, ЭКСПО в Милане... Все это даёт свои плоды, например, National Geographic включило ВДНХ в список мест, обязательных для посещения в мире».
Важность среды для архитектуры отметил и Антонио Бельведере, партнер Renzo Piano: «Если заказчик просит создать что-то „громкое“ в неподходящем месте, то диалог не получится. Это во многом, конечно, зависит от того, какие ценности царят в стране. Много трудностей встречается на пути архитектора в России, но у вас есть замечательное поколение, рождённое в 90-е гг, которое обладает свежестью и определённой наивностью. Поэтому, на мой взгляд, Россия — то самое место, где можно экспериментировать».
Семен Михайловский, ректор Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, затронул тему «русского пути». «Каждая часть света имеет свои особенности, и мне нравится, что они отличаются. Это многообразие даёт нам энергию. Важно в этой ситуации, чтобы мы все такие разные научились жить вместе».