Система независимой оценки учебных достижений учащихся, независимой оценки качества образования в школах может быть изменена со следующего учебного года, рассказал директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин.
Ассоциация по управлению качеством образования и Московский центр качества образования предложили в 2017/2018 году оставить три вида обязательных диагностик: диагностики надежности внутренней системы оценки качества образования; корректирующие диагностики для образовательных организаций, имеющих определенные затруднения; и диагностики в предпрофессиональных профильных классах, пояснил он.
«В то же время остается возможность выбора добровольных диагностик. Среди них – предметные, метапредметные диагностики и набирающие популярность, в том числе и в связи с высокими результатами Москвы в исследовании PISA, диагностики в формате международных исследований», – рассказал Павел Кузьмин.
Он напомнил, что за шесть лет в столице уже сложилась эффективная система независимых диагностик, в основе которой лежат обязательные, добровольные и тематические диагностики, причем обязательные – в четвертом и седьмом классах – проводились одновременно во всех школах.
За шестилетний период в московской системе образования произошли серьезные изменения. Изначально расхождение результатов внутреннего оценивания и данных независимых диагностик было на уровне 25%, сейчас это расхождение уже менее 9%.
Школы формируют совместно с управляющими советами необходимый перечень диагностик на год, разрабатывают планы по диагностикам на несколько лет вперед в целях системного повышения качества образования.
Также в Москве появился целый ряд новых возможностей. Формируется понимание важности объективного независимого оценивания у родителей и учащихся. В прошлом году Московский центр качества образования открыл Центр независимой диагностики, который посетило уже более 30 тысяч человек. В этом году запущен новый электронный сервис «Мои достижения», только за первый месяц им воспользовались более пяти тысяч человек.
По словам Павла Кузьмина, цель диагностической работы не в оценке конкретного ребенка, а в том, чтобы посмотреть, насколько объективно внутреннее оценивание в школе.
«Мы фактически переходим к риск-ориентированному подходу для помощи школам в проблемах с оцениванием образовательной деятельности. С уходом от общегородской одномоментной диагностики, мы значительно снижаем нагрузку на педагогические коллективы. Мы мотивируем школы на качественную подготовку по всем предметам в течение всего учебного года. И нет никакой необходимости что-либо менять в своих образовательных программах. Надо просто в ежедневном режиме надежно и качественно учить своих школьников», – пояснил Павел Кузьмин.
Задача региональных диагностик – это настройка и проверка объективности и надежности школьного оценивания. Задача федеральных – синхронизация позиций на федеральном, региональном и школьном уровне. Поэтому обязательной является диагностика надежности внутренней системы оценки качества образования, а не диагностика конкретного ребенка.
Диагностики с четвертого по восьмой класс и в 10-х классах планируется проводить два раза в год, в ноябре и марте, для случайной выборки из 100 школ, которая публично и открыто проводится за один день до проведения диагностики. После выбора 100 школ для каждой параллели публично выбирается тот предмет, по которому на следующий день эти классы в этих 100 школах напишут диагностические работы.
«Этим обеспечивается комплексный мониторинг надежности системы, исключается «натаскивание» и предварительная подготовка по отдельным предметам. Мы мотивируем школу, чтобы она не в конкретную дату и в конкретных классах готовилась к проведению диагностической работы, а вела постоянную серьезную работу на качественный результат в течение всего учебного года», – сказал Павел Кузьмин.
Он отметил, что выбор предмета диагностик за один день требует изменений в проведении диагностической процедуры. В связи с этим будет развиваться технология печати материалов в аудитории. Сразу после проведения диагностики бланки будут сканироваться и передаваться в электронную систему Московского центра качества образования. Доставка материалов будет идти в защищенных файлах по сети Интернет. На всех процедурах будут присутствовать независимые наблюдатели.
«Также хочу отметить, что спецификации и демоверсии работ будут выложены на сайте Московского центра качества образования. И любая образовательная организация города сможет эти материалы внимательно изучить, обсудить», – добавил Павел Кузьмин.
Необходимость в новой системе независимых диагностик отмечают и педагоги. Как рассказал председатель Ассоциации по управлению качеством образования Василий Левченко, изменения затронут сами диагностики и не коснутся ни детей, ни родителей.
«Новая система предполагает оценку работы директора и управленческого состава школы, а не конкретного ребенка и педагогов. Ее цель – избавить школу от лишней нагрузки, освободить от избыточного контроля. При этом объективность и надежность проведения диагностик возрастет за счет уменьшения их объема», – отметил он.