К выводу о необходимости создания такого совета пришли участники круглого стола, который был организован Комиссией Общественной палаты города Москвы по вопросам межнациональных отношений, миграции и конфессий.

К выводу о необходимости создания такого совета пришли участники круглого стола, который был организован Комиссией Общественной палаты города Москвы по вопросам межнациональных отношений, миграции и конфессий.
Председатель Комиссии Мария Котовская отметила, что круглый стол проводился «в контексте реализации Стратегии города Москвы по национальному развитию, которая охватывает различные аспекты образования, воспитания, просвещения».
Круглый стол открывает «целый цикл мероприятий, запланированных Общественной палатой по проблемам образования мигрантов, обучения их русскому языку, интеграции в новую для них среду».
«Во всем, что связано с образованием, должен быть профессиональный подход», — считает Мария Котовская.
По мнению представителя Управления Федеральной миграционной службы по городу Москве в Восточном административном округе Татьяны Дмитриевой, в первую очередь, нужно решать задачи интеграции детей мигрантов в систему образования.
На круглом столе были озвучены результаты исследования общественного мнения, согласно которым коренное население столицы серьезным недостатком считает незнание или слабое владение мигрантами русским языком.
Участники мероприятия подчеркивали, что вопросам образования детей мигрантов уделяется пока еще недостаточно внимания.
По словам Марии Котовской, «формы и методы работы, которые сегодня применяются, дают слабый эффект».
«Если ребенок плохо знает язык, то какой бы ни был талантливый педагог, ему нужно время, чтобы подтянуть ученика до общего уровня. Если раньше такие дети занимались по специальной программе, то сейчас все занимаются вместе. Ученик сидит на уроке, не понимая объяснений учителя. Сможет ли он освоить программу? Детям, которые плохо говорят по-русски, нужно помогать адаптироваться в новой для них языковой среде, находить адекватные решения».
Это мнение поддерживает и декан факультета международного образования Московского института открытого образования Елена Омельченко.
Она считает, что «педагоги, которые вытягивают таких детей, должны быть мотивированы на эту работу.
«Сейчас у нас система образования выстроена так, что все внимание педагог уделяет тем, кто на выходе покажет высокие образовательные результаты», — говорит Елена Омельченко.
«Я не призываю снова открывать школы русского языка. В прежнем формате они сейчас уже работать не могут — изменилась законодательная база, содержание учебных программ. Но проблема осталась. В то же время непозволительно, когда в некоторых образовательных организациях Москвы изучение русского языка, как иностранного, выведено на уровень дополнительного образования, при этом обучение проводится в группах на платной основе. Это нарушение равного доступа к образованию, ведь для этих детей знание языка является жизненной необходимостью», — считает Елена Омельченко.
Проблему она видит и в том, что «даже сильные московские школы, которые умеют работать с такой категорией детей и владеют большим количеством методик, технологий, не всегда имеют возможность поделиться своим опытом».
«Тема интеграции детей мигрантов, как и тема межнациональных отношений, в целом, пока не получила широкого распространения», — подчеркнула Елена Омельченко.
Участники круглого стола отмечали: «не нужно изобретать велосипед, достаточно вернуться к забытому прошлому — пересмотреть и актуализировать когда-то уже разработанные методики и программы».
Эффективной адресной помощью может стать введение института репетиторов. Необходимо привлекать в качестве волонтеров родителей и старшеклассников, что помогло бы гармонизации отношений в школах, где учатся дети мигрантов. Как отмечали участники круглого стола, это международная практика, зарекомендовавшая себя и достаточно успешная.
Выступавшие на круглом столе подчеркивали необходимость вовлекать молодежь в активную общественную деятельность.
Директор Центра миграционных исследований Дмитрий Полетаев считает: «Когда мы говорим о вовлечении молодежи, мы должны представлять, что именно интересно сейчас молодым? Поддерживать и в нужном направлении развивать их инициативы, при этом вводить национальный компонент».
Объединить детей общими интересами помогут и детские лагеря, — отмечали выступавшие. В то же время нужны методики, мастер-классы и для педагогов.
Руководитель Комиссии Общественной палаты города Москвы по образованию, науке и культуре Мария Лазутова напомнила, что на развитие информационных технологий город выделяет сегодня существенные средства. В Москве создан и работает первый образовательный кабельный канал, к которому подключены все школы города.
«Дети, подростки сами участвуют в создании передач, в том числе на темы, затрагивающие межнациональные отношения. Но это первые шаги. Таких программ должно быть больше. Нужно шире использовать предоставленные городом возможности, вовлекать родителей в эти процессы», — говорила Мария Лазутова.
Итогом обсуждения на круглом столе стало решение участников о необходимости создать Координационный совет по проблемам образования, воспитания и интеграции детей мигрантов, который поможет организовать межведомственное взаимодействие, станет инструментом реализации стратегии национальной политики в столице.