Постановление Правительства Москвы от 28 декабря 2016 г. № 954-ПП «О введении уровня имущественной обеспеченности в качестве критерия нуждаемости (малообеспеченности) семьи и порядке оценки уровня имущественной обеспеченности для предоставления мер социальной поддержки малообеспеченным семьям» (далее – постановление Правительства Москвы № 954-ПП) принято в целях дальнейшего развития принципов адресности и нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки.
Положения указанного постановления являются механизмом реализации Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», которым введены нормы, предусматривающие возможность использования на региональном уровне дополнительных критериев нуждаемости.
Наряду с данными о денежных доходах семей, которые ежегодно проверяются в рамках межведомственного информационного взаимодействия в налоговых органах, в настоящее время также завершена проверка имущественного положения всех 168,7 тысяч малообеспеченных семей, получающих ежемесячное пособие на детей.
Анализ результатов показал, что комплексное использование одновременно двух критериев нуждаемости (денежные доходы плюс оценка имущества) дает возможность получить объективную оценку материального положения и ресурсов семьи, т.е. сделать вывод о том, является ли семья с детьми действительно малообеспеченной, находится в трудной жизненной ситуации и не имеет возможности за счет собственных источников повысить уровень своего благосостояния.
При проверке у 68 процентов семей подтвердился статус малообеспеченности, однако немалая доля получателей обладает значительным имуществом.
Так, по три и более квартиры, земельных участка, гаража есть у 5 тыс. семей, 3 тыс. семей имеют в собственности нежилые помещения для торговли и бизнеса, более 5 процентов семей владеют 3 и более автомобилями, а 160 человек имеют в собственности не легковые транспортные средства (213 грузовиков и 61 автобус).
Есть случаи, когда у членов малообеспеченной семьи 5, 6, 7 и даже 10 квартир. 321 семья имеет коттеджи большой площади. Есть семьи-владельцы земельных участков под индивидуальное жилищное строительство, приусадебное хозяйство.
Некоторые семьи, находясь в состоянии «малообеспеченности», приобретают в собственность новую недвижимость, являются учредителями фирм, хотя по официальным данным налоговых органов их денежные доходы не превышают прожиточный минимум. Скорее всего, такие семьи имеют неформальную занятость и скрытый доход, который невозможно учесть, если продолжать предоставлять ежемесячные пособия только исходя из оценки денежного дохода.
Социальная поддержка должна быть не только адресной, но и эффективной, использовать все инструменты межведомственного взаимодействия и современные технологии.
Ее главная цель – помочь наиболее нуждающимся гражданам и семьям с детьми, реализуя принципы прозрачности, объективности и социальной справедливости.
Предоставление мер социальной поддержки с учетом новых критериев нуждаемости создает условия для повышения размеров социальных выплат за счет высвободившихся средств.
Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы.