За полгода восстановлен первоначальный облик арки, построенной почти 80 лет назад.

Трехпролетная триумфальная арка северного входа на ВДНХ открывается после реставрации. На сегодня это единственное сооружение выставки, которое внешне почти не изменилось с 1939 года — арку ни разу не перестраивали.
Реставраторы восстановили декор и частично вернули уникальные горельефы. Теперь арку можно будет увидеть такой, какой она открылась почти восемьдесят лет назад и какой осталась на кадрах старых советских фильмов. Она появлялась в картинах «Подкидыш» 1939 года, «Светлый путь» 1940 года, «Свинарка и пастух» 1941 года и «Дом, в котором я живу» 1957 года.
Главный вход на ВСХВ
Изначально (в конце 1930-х) именно северный вход на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку был главным. Первую арку здесь построили в 1937 году по проекту Вячеслава Олтаржевского. Но руководство страны не оценило простоту декора, посчитав, что он не соответствует грандиозному замыслу ВСХВ. Тогда решено было демонтировать еще и часть готовых и строящихся павильонов.
Новую арку площадью 66,5 квадратного метра построили по проекту Леонида Полякова. Она стала начальной точкой осмотра выставки: пройдя сквозь своды, посетители попадали на Административную площадь, а оттуда через главную аллею — к главному павильону с 52-метровой башней. Венчавшая башню скульптура «Тракторист и колхозница» — эмблема ВСХВ — была хорошо видна еще на подходе к арке.
Белоснежные пилоны трехпролетной арки с широкими проходами были украшены золоченым орнаментальным рельефом. Тематические горельефы, которые прославляли величие и силу коллективного труда, создал скульптор Георгий Мотовилов. Но до сегодняшнего дня их оригиналы не сохранились. Не осталось и располагавшихся по обе стороны от арки касс — их разобрали в 1970-х годах. На самом фасаде уцелел сплошной рельефный декор — гирлянды из плодов, колосьев, виноградных лоз, отлитые из белого цемента, а на сводах боковых объемов — лепнина с геометрическим рисунком.
В послевоенные годы, когда родилась идея реконструировать Всесоюзную сельскохозяйственную выставку, вход с аркой архитектора Полякова стал называться северным, а для нового главного входа еще более монументальную пятипролетную арку построил Иннокентий Мельчаков. Сверху на нее водрузили 32-метровых «Тракториста и колхозницу».
Вторая молодость арки
За почти 80-летнюю историю своего существования арка северного входа ни разу не перестраивалась и не реставрировалась. Без правильного ремонта она пришла в состояние, близкое к аварийному. При этом были утеряны элементы декора наружных плоскостей пилонов и внутренних стен арочного прохода.
Реставрировать уникальный памятник истории начали в сентябре 2016 года. Поскольку арка имеет статус объекта культурного наследия, работы проводили по проекту, согласованному Мосгорнаследием.
В течение полугода здесь провели работы по усилению стен, укрепили кирпичную кладку, воссоздали несущие металлоконструкции каркаса, заменили кровельное покрытие, провели электромонтажные и другие работы, привели в порядок гранитный цоколь. Реставраторы воссоздали декоративный декор, лепнину и частично горельефы. Четыре скульптурных рельефа появились на фасадной части арки.
Для отделки стен реставраторы использовали так называемую каменную штукатурку. Прочное покрытие делают по особой технологии с применением крошки дробленых горных пород. Оно сохраняется десятилетиями без специального ухода.
Новая жизнь ВДНХ
На территории ВДНХ находится 50 объектов культурного наследия, большую часть которых отреставрируют в ближайшие годы. Масштабные восстановительные работы начались в 2014 году, когда главная выставка страны была передана Правительству Москвы.
До этого исторические павильоны долгое время сдавали в аренду под торговые точки и склады. Из-за неправильного обращения были уничтожены экспозиции павильонов «Центральный», «Культура» (бывший «Узбекская ССР») и других. Под складское помещение приспособили даже ресторан «Золотой колос». Еще несколько павильонов уничтожили пожары. В итоге к началу реставрации почти все исторические памятники находились в аварийном состоянии, а фонтан «Золотой колос» частично обрушился.
Сначала с территории ВДНХ было решено убрать все незаконные постройки, палатки и рекламные конструкции. Торговля в исторических павильонах оказалась под запретом. В 2014 и 2015 годах в более чем 50 зданиях были проведены противоаварийные работы, а уже после началась более глубокая реконструкция и реставрация.
В частности, работы провели в павильонах № 18 «Беларусь», № 16 «Гидрометеорология», № 57, называвшемся до 1992 года «Товары народного потребления». В последнем был открыт исторический парк «Россия — моя история».
Восстановительные работы обернулись неожиданными находками. В центральном зале павильона № 1 «Центральный», например, под слоем штукатурки скрывались декоративные арки, а в соседнем зале — картины, забытые на несколько десятилетий. В этом здании были обнаружены горельеф Евгения Вучетича «Знаменосцу мира, советскому народу — слава!» (1954 год) и живописное полотно Александра Герасимова 1953 года.
В павильоне «Космос/машиностроение» нашли считавшиеся утраченными исторические подиумы, элементы отделки стен и дверей, под куполом за фальшпанелями скрывались гербы. А во время работ в павильоне № 62 «Охрана природы» специалисты столкнулись с проблемой воссоздания утраченных стекол в центральном холле. Он был построен из сталинита — особой марки закаленного стекла. Обследуя павильон, рабочие нашли два ящика уникального материала, сохранившихся со времени постройки здания.
В прошлом году начались работы по реставрации зеленых партеров центральной аллеи ВДНХ. Они восстанавливаются в том виде, в котором были созданы в 1954–1958 годах. В этом году начнется реставрация 29 объектов и памятников, среди которых крупнейшие объекты выставки. Работы стартуют на 17 фонтанах ВДНХ, в том числе «Дружбе народов», «Каменном цветке» и «Золотом колосе». Будут восстановлены их архитектурные элементы и инженерная инфраструктура, которая за шестьдесят с лишним лет пришла в негодность.
Этим летом реставрационными работами будет охвачена вся центральная часть ВДНХ. Их планируют завершить к началу лета 2018 года. К этому же времени будут отреставрированы арки еще двух входов на территорию — центрального и южного.
Все проекты реставрации памятников архитектуры проходят независимую экспертизу. Исторический облик павильонов, арок и фонтанов бережно восстанавливают ведущие специалисты в области реставрации объектов культурного наследия. После завершения работ в отреставрированных павильонах будут открыты современные музеи и выставки.