В Москве состоялась 2-я Международная выставка «Метро. Мосты. Тоннели. ТПУ. 2017». Организатор - Союз архитекторов России совместно с Союзом московских архитекторов. 
В первый день мероприятия сотрудники Департамента культурного наследия города Москвы выступили с докладами в деловой части программы, посвященной теме «Архитектура объектов транспортной инфраструктуры в контексте создания комфортной городской среды. Сохранение культурного наследия». 
  
Начальник отдела Управления государственного учета и экспертизы объектов культурного наследия Мосгорнаследия Софья Рождественская выступила с докладом на тему «Государственный учет объектов архитектурного комплекса Московской окружной железной дороги», которая с 2016 года получила новое название - Московское центральное кольцо (МЦК). Московская Окружная железная дорога – транспортная система, построенная в 1903 – 1908 гг. для транзитной работы по обмену грузопотоками между радиально-направленными железными дорогами. 10 сентября 2016 г. на МЦК запущено пассажирское движение. 

«Большинство зданий станций Окружной сохранились с начала XX века. На сегодняшний день под охрану взято 89 объектов и 3 находятся на экспертизе — это пассажирские здания, будки центрального управления стрелками и сигналами, сторожевые дома и иные сооружения», - рассказала Софья Рождественская. 
В 2016 году в рамках выполнения мероприятий по благоустройству территорий, прилегающих к Московскому центральному кольцу, фасады строений, входящих в состав 16 исторических станций МЦК, были выкрашены в красно-белый цвет соответственно историческому виду фасадов времен постройки 1903-1908 гг. Из них на 54 объектах ремонт проведен за счет средств ОАО "РЖД", на 38 объектах – за счет средств пользователей. 

Софья Рождественская отметила, что в здании вокзала станции "Пресня" планируется открыть музей, посвящённый истории железнодорожного кольца. Здесь в хронологическом порядке будет представлена роль железнодорожного кольца в жизни Москвы и страны в годы Первой мировой войны 1914–1918 гг. и Великой Отечественной войны 1941–1945 гг. Мультимедийная экспозиция продемонстрирует редкие альбомы инженерных сооружений 1908 года со зданиями, мостами, коммуникациями. В рамках экспозиции будет представлен кабинет начальника станции, где находится единственный сохранившийся раритетный экземпляр настенных часов знаменитой фирмы Павла Буре, которые были куплены в начале XX века. Часы находятся в отличном состоянии и до сих пор работают. Такими часами были украшены все станции Окружной. 
Елена Таразанова, заместитель начальника Управления территориального контроля Мосгорнаследия Москвы сделала презентацию на тему «Реставрация трамвайного павильона XX века в САО по программе «1 рубль за квадратный метр».  
Она напомнила, что программа «1 рубль за 1 кв. метр» действует в Москве с 2013 года. Цель программы - создание условий для вовлечения в хозяйственный оборот объектов культурного наследия нежилого назначения, находящегося в неудовлетворительном состоянии, а также стимулирование привлечения инвестиций в процесс реставрации и сохранения объектов культурного наследия. 
«Всего в программу включено 20 объектов. Работы ведутся на 10 объектах. По одному объекту, расположенному по адресу: Сивцев Вражек пер., д. 42, стр., в начале лета проведены торги. Итоговая цена составила 8 589 180, 63 рубля. По 9 объектам работы завершены, в том числе в 2017 году закончены ремонтно-реставрационные работы Жилого дома Э.А. фон Беренса в Гусятниковом переулке и Жилом доме Н.П. Баулина на Николоямской улице. Также в 2017 году планируется завершить работы еще на 2 объектах: Усадьба Т.Ф.Эминского на Покровке и Городская усадьба В.Ф.Колесникова на Таганской площади», - сообщила Елена Таразанова. 
Отдельно в докладе Елена остановилась на реставрации чугунного павильона трамвайной остановки в Тимирязевском районе, проведенной в рамках программы «1 рубль за квадратный метр». Площадь объекта, расположенного по адресу: Красностуденческий пр., вл. 17, составляет 39,2 кв. м. Павильон установлен на трамвайной остановке «Красностуденческий проезд» маршрута №27, на одноименной улице у парка «Дубки». В 1886 году в столице был пущен паровой трамвай, названный москвичами «паровичком». Один из маршрутов прошел от Бутырской заставы до Петровской земледельческой академии. На пути следования маршрута была и эта остановка. Известно, что на маршруте №27 некоторое время работал кондуктором писатель Константин Паустовский. Первый в Москве остановочный павильон был построен в конце 1890-х годов по проекту Ф. Когновицкого. В 1920-х годах павильон реконструирован Евгением Шервинским с использованием чугунных деталей. 
Как отметила Елена Таразанова, в ноябре 2016 г. состоялся аукцион по продаже павильона. По условиям охранного обязательства инвестору предстоит провести на объекте реставрационные работы до октября 2018 г. По прогнозам арендатора, работы завершатся раньше – в декабре 2017 г. 
Напомним, что согласно программе «1 рубль за 1 кв. метр», после проведения необходимых работ по сохранению памятника промышленной архитектуры Москвы инвестор сможет перейти на льготную ставку аренды 1 рубль за 1 кв. метр. Срок действия договора аренды - 49 лет. 
Выставка «Метро. Мосты. Тоннели. ТПУ. 2017» прощла в Москве уже во второй раз. В мероприятиях выставки также приняли участие – Московский Метрополитен, Мосметрострой, Мостотрест, ЦНИИП Минстроя России, AREPVille (Франция), BentleySystems, GHHFahrzeuge(Германия), 3ACompositesGmbH (Германия) Моспроект NAUEGmbH&Co. KG и др.