Москомархитектура представила проект региональных норм градостроительного проектирования. «ВМ» рассказывает, как будут строить в столице и как строят в мегаполисах мира.
Региональные нормы градостроительного проектирования (РНГП) опишут не только то, как должны быть устроены современные жилые дома и здания. Новыми стандартами предусмотрены правила озеленения, все нюансы благоустройства и организации транспортной системы в отдельно взятом районе.
ДОСТУПНОСТЬ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ
В нормативы жилой застройки специалисты ввели новое понятие — урбан-блок.
— В урбан-блок включены жилые дома с объектами повседневного обслуживания на первых этажах и непосредственно двор — приватная территория с озеленением, площадками для тихого отдыха и пожарными проездами, доступная преимущественно для жителей урбан-блока и закрытая для транзитного публичного посещения, — рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Размеры каждого блока строго регламентированы — в длину квадратные дворы не должны превышать 100 метров. А кварталы, составленные из блоков, — 300. При этом расстояние до социальных объектов, расположенных в микрорайоне зданий, не должно превышать 500 метров.
— Это дает нам гарантию, что инфраструктура обслуживания населения всегда будет в системе жилых образований. То есть будут гарантированы два показателя — доступность и обеспеченность, — отметил Сергей Кузнецов.
ЧАСТНОЕ И ОБЩЕЕ
Еще один важный момент в новых правилах строительства — территорию на улицах обновленных кварталов можно будет четко поделить на две категории: приватную, то есть личную, и публичную.
Согласно нормам, приватными территориями станут небольшие дворы, с деревьями и детскими площадками. На публичных можно будет разместить бульвары, скверы, парковки и многое другое. При этом в новых кварталах предусмотрено как минимум столько же зелени, сколько и в старых микрорайонах.
— Смысл в том, что перераспределение происходит, а уменьшение нет. Просто часть озеленения выносится за пределы двора для формирования скверов и променадов, площадок активного спорта, — пояснил Сергей Кузнецов.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Градостроительный опыт других стран уникален, говорит главный архитектор. Но есть ряд общих проблем, с которыми сталкиваются все мегаполисы. Например, количество машин, озеленение и доступность соцобъектов.
— Например, в Германии подробно прописаны требования к площади спортплощадок и доступности жилья, — рассказал главный архитектор проектов проектного бюро «БРТ РУС» Иван Астапуров.
А в Берлине, по его словам, есть интересное отличие от российских норм по количеству машин.
— Если у нас норма идет от формулировки «не менее», то в Германии — от фразы «не более». Например, не более одной машины на семью, — отметил Иван Астапуров.
Особая ситуация сложилась в Нью-Йорке, который входит в число лидеров по экологичности и комфортности городской среды. Например, весь город поделен на три основные зоны: жилую, коммерческую и производственную.
Каждая имеет свои подзоны, у которой есть своя регламентация. Есть свои ограничения по размеру участка, плотности, по отступам от дороги и так далее.
— Кодекс градостроительного зонирования в Нью-Йорке направлен на охрану жизни и здоровья, а также на защиту коммерческих интересов участников рынка недвижимости, — рассказал Иван Астапуров. — Он является гарантией для города о том, что налоги будут и дальше расти.
Город заинтересован в том, чтобы комфорт среды рос и стоимость недвижимости росла вместе с ним. Иван Астапуров также отметил, что в Нью-Йорке практически нет официальных документов, обязывающих строить социальные объекты.
Наведите курсор на изображение
В этой сфере город выступает как наблюдатель и обязывает застройщиков строить те или иные объекты в случае необходимости. Вместе с тем Сергей Кузнецов отмечает, что у московских властей нет цели копировать нормативы других стран.
— Мы все должны учиться. Но сегодня мы говорим о постоянном обмене опытом, и новый мир позволяет нам учиться не только на своих, но и на чужих ошибках, — подчеркивает главный архитектор столицы.
Подробнее: http://vm.ru/news/398780.html