Корреспондент «ЗБ» побывала на полигоне для испытаний беспилотных автомобилей в технопарке «Калибр» в СВАО.

Беспилотные автомобили уже не фантастика, они начинают превращаться в транспорт будущего. Сегодня в России разрабатывают несколько видов беспилотников: складские погрузчики, комбайны, грузовики и даже танки. Работают конструкторы и над созданием беспилотных пассажирских автобусов. Их производят в Останкине, в технопарке «Калибр» на улице Годовикова.
Коробочка на колёсах
Название автобуса-беспилотника очень русское: «Матрёшка», или, если точнее, «Matrёshka». По заказу волжской компании Volgabus его разрабатывает московская компания «Электротранспортные технологии».
Ангар, где кипит работа, с виду напоминает обычный цех. Не сразу и поймёшь, что здесь производят высокотехнологичные машины.
«Матрёшка» как раз проходит очередные испытания на полигоне рядом с цехом. Они проходят успешно: машина медленно (25 км/ч), но самостоятельно движется по своей траектории, а если кто-то перебегает ей дорогу, сразу замирает. Очень безопасная!
Внешне «Матрёшка» напоминает коробочку на колёсах. Вместо окон — прозрачные стены, отсутствует место водителя, нет даже руля. На борт электробус может принять 8-12 пассажиров.
Как Дарвин прописал
— Идея авто без управления человеком появилась более полувека назад. Это естественная эволюция передвижения, почти по Дарвину: от лошади до беспилотника, — говорит гендиректор компании «Электротранспортные технологии» Антон Поппель.
И всё же первые беспилотники вышли на дороги лишь в этом году: их выпустила компания «Тесла». Впрочем, полностью роль водителя пока не упразднена: он может брать на себя управление в сложных погодных условиях.
Антон Поппель убеждён, что беспилотники скоро стремительно начнут занимать свою нишу.
— Обратите внимание, как в последнее время развивался общественный транспорт, — говорит он. — Сначала появилось много такси, затем они объединились в крупные агрегаторы: «Убер», «Яндекс.такси», «Гетт». Появился каршеринг — машины напрокат, карпулинг — «БлаБлаКар». Средство передвижения перестало быть привязанным к водителю. Третий этап — беспилотные смартбасы вроде «Матрёшки»!
Чем уникальна «Матрёшка»
К слову, «Матрёшкой» автобус назвали по двум причинам. Во-первых, сразу чувствуется русский бренд. Новый смартбас — полностью российская разработка: двигатель, софт, электроника, кузов, 80% деталей сделано в России. Во-вторых, это модульная разборная система.
— Пассажирский автобус можно превратить в платформу для перевозки грузов, сняв верхнюю часть, — рассказывает советник директора Volgabus по науке Андрей Большаков.
Есть у нашей «Матрёшки» и преимущества перед западными брендами. Так, первые беспилотники на Западе работали на радарах, лидарах и прочих сенсорах. Они посылали сигнал в пространство, считывали информацию, возвращали её обратно, и только потом машина принимала решения. Но активные лазеры создают излишние помехи, и машины на одной трассе могут друг друга ослеплять.
— Мы используем пассивные сенсоры — камеры. Они просто снимают информацию, ведь и человеку для вождения не нужны дополнительные радары. Наша конструкция максимально имитирует человеческий мозг, — рассказывает Антон Поппель.
К слову, отказ от лидаров сильно удешевил производство.
Старт — в следующем году
Глядя на то, как неспешно плывёт по полигону «коробочка» с шашечками, а рядом идёт сотрудник с пультом, как от приставки «Плейстейшен», трудно поверить, что автобусом совсем никто не управляет.
— Диспетчер обязательно присутствует для мониторинга и управления флотом. Но это не активная роль, а пассивная, — поясняет Антон Поппель. — В будущем глобальная диспетчеризация ожидает всю Москву. К общему трафику автобусов легко подключить и беспилотники.
В планах разработчиков — весной следующего года выпустить «Матрёшку» в парк Горького, ВДНХ, инноцентр «Сколково». А на городские дороги «Матрёшку» выпустят впервые летом 2018 года. Это произойдёт на острове Русский во Владивостоке.
— Вот увидите, через 4-5 лет Бульварное кольцо Москвы займут только общественный транспорт и беспилотники. Экологичные машины потихоньку будут «отъедать» свои территории, — прогнозирует гендиректор «Электротранспортных технологий».
Мария ГУСЕВА
Опубликовано в Звёздный Бульвар № 32 (542)