В 2011 году в столице открылся первый современный многофункциональный центр.

В августе московским многофункциональным центрам «Мои документы» исполнилось шесть лет. Единые центры госуслуг пришли на смену сотням разрозненных ведомств, а все важные документы и услуги — от медицинского страхового полиса до льгот многодетным семьям — можно оформить в одном месте. При этом по доступности и качеству обслуживания московские центры признаны одними из лучших в мире.
Пришли в каждый район столицы
Первый современный центр «Мои документы» открылся в Москве 22 августа 2011 года, а сегодня в мегаполисе их уже 127. Жителей столицы обслуживают 7 тысяч специалистов в 125 районах города, а также в Новомосковском и Троицком административных округах.
Сегодня столичные МФЦ предоставляют более 170 услуг 16 городских ведомств и 9 федеральных органов власти. При этом 98% услуг можно получить по экстерриториальному принципу. Это значит, что москвичи могут обратиться в любой удобный им центр — независимо от места прописки. Исключительно по месту регистрации оформляются лишь три услуги миграционной службы в сфере миграционного и регистрационного учёта.
Никаких очередей
Каждый день в МФЦ обращаются порядка 70 тысяч человек. Только за прошлый год сотрудники «Моих документов» содействовали в получении 25 млн госуслуг. Несмотря на такой огромный поток клиентов, в московских центрах нет очередей: среднее время ожидания приёма специалиста составляет всего три минуты. Это самые высокие показатели в мире. Например, ожидание своей очереди в подобных центрах Хельсинки составляет пять минут, а в Мадриде — пять с половиной минут.
Такой скорости обслуживания клиентов московским МФЦ удалось добиться благодаря подготовке универсальных специалистов, внедрению электронных сервисов и удобному рабочему графику. Российская столица стала единственным в мире городом, где центры государственных услуг работают семь дней в неделю с 8.00 до 20.00. При этом на портале госуслуг в режиме реального времени можно узнать о степени загруженности любого центра. А перед получением готовых бумаг клиенты получают СМС-уведомления или сообщения на электронную почту. Это избавляет москвичей от необходимости лишний раз звонить или приходить для того, чтобы узнать о состоянии заказанных документов.
Кроме того, клиенты «Моих документов» могут при желании самостоятельно оформить госуслуги в электронном виде через Интернет. В секторе электронных услуг каждого центра работают помощники, которые подскажут пользователям, как это сделать.
Пакет документов за один визит
Многофункциональные центры продолжают совершенствоваться. Каждый год москвичам становятся доступны новые сервисы. Например, не так давно в перечень услуг центров добавилась выдача готовых паспортов граждан Российской Федерации и заграничных паспортов на пять лет, которые раньше выдавали специалисты МВД.
В этом году в нескольких центрах были запущены пилотные проекты: оформление и замена водительских прав, услуги Военного комиссариата и налоговой службы, в частности получение ИНН и справки 3-НДФЛ. В скором времени эти услуги будут внедрены во всех городских центрах.
С 1 августа в десятке центров тестируются ещё два нововведения. Универсальные специалисты помогут за один визит оформить весь пакет документов в двух ситуациях: смена места жительства и приобретение жилья. Так, приобретая жильё, заявитель сможет за один раз получить сведения из ЕГРН, документы БТИ и информацию о зарегистрированных правах до 1998 года. А при смене места жительства в центрах госуслуг «одним пакетом» подготовят изменения в документах воинского учёта, перерасчёт коммунальных платежей, выдачу резидентного парковочного разрешения, льготы и субсидии на оплату жилья и налогов.
В тройке мировых лидеров
Достижения московских центров госуслуг признаны в мире. В 2015 году, по исследованию авторитетной международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), Москва вошла в тройку мировых лидеров по уровню оказания государственных услуг. Эксперты особенно высоко оценили российскую столицу по таким показателям, как доступность, комфортность и управление очередями.
А по способам взаимодействия с посетителями Москва заняла 1-е место в мире. Сегодня клиентам МФЦ доступны семь видов обратной связи и ряд сопутствующих сервисов: копирование и распечатка документов, оплата сборов и пошлин, доступ к бесплатному Интернету и другие. В центрах «Мои документы» оборудованы детские уголки, комнаты матери и ребёнка, помещения для приёма маломобильных граждан, а у входа имеются велопарковки.
Кроме того, этим летом центры «Мои документы» стали важной площадкой учёта мнения населения. Наряду с электронной системой «Активный гражданин» в центрах госуслуг можно было проголосовать по вопросу включения пятиэтажек в проект программы реновации. Сотрудники МФЦ в общей сложности приняли более 212 тысяч заявлений.
Ольга ВОЛЖСКАЯ
Опубликовано Звёздный Бульвар № 33 (543)