На ВДНХ в павильоне №36 открылся единственный в России Государственный музей кино

На ВДНХ в павильоне №36 открылся единственный в России Государственный музей кино. Корреспонденту «ЗБ» удалось побывать там за день до официального открытия.
Самый молодой
Картины, плакаты, уникальные экспонаты и три кинозала. Скоро здесь будут крутить киноленты, причём не только с цифровых, но и с аналоговых носителей — оборудование позволяет.
— Наш музей — один из самых молодых в России: он был основан в марте 1989 года, — говорит его директор Лариса Солоницына. Между тем история музея непростая. Сначала он работал в Киноцентре на Красной Пресне, затем потерял помещение. Теперь справедливость восстановлена: музею передали павильон на ВДНХ. На его капитальный ремонт ушло чуть больше года.
Даёшь кинопередвижку!
Вместе с научным сотрудником Музея кино Эммой Малой идём по замысловатым коридорам. Когда она подходит к экспонатам, они словно оживают.
— Знаете, как в молодой советской стране показывали кино? С помощью кинопередвижек, — рассказывает она, указывая на громоздкий прибор с большими бобинами и ручкой. — В 1920-х годах был брошен клич: «Даёшь кинопередвижку!». Она появилась в 1928 году — аппарат, с помощью которого можно было крутить кино в любом деревенском сарае. Киномеханики ехали на лошадях по российскому бездорожью, везли катушки с первыми советскими документальными фильмами. Для того чтобы аппарат работал, с собой возили динамо-машину, и всегда находился кто-то из деревенских, кто соглашался помочь и покрутить педали ногой. А сам киномеханик крутил ручку кинопередвижки…
«Москва наносит ответный удар»
На 1-м этаже в «Лабиринте истории» — потрясающий экспонат. Это первый «Оскар», который был получен неанглоязычной страной — Советским Союзом. Его американцы вручили нам в 1942 году за документальный фильм об обороне Москвы.
— Перед началом обороны Москвы было принято решение снимать на плёнку хронику событий. 30 фронтовых операторов были брошены на эту работу. Их делили на группы по два человека — на случай, если одного убьют, — рассказывает Эмма Малая. — Условия работы были тяжёлые. Например, перезаряжать плёнку надо было каждую… минуту! И это на жестоком морозе. Все материалы привозили опытным документалистам, которые монтировали кино. Всего выпустили 700 копий…
До сих пор доподлинно не известно, кто именно переправил первый фильм о Великой Отечественной войне в Америку, создав американскую версию. По-английски он назывался «Москва наносит ответный удар». Но именно за него мы и получили этот первый «Оскар» — гипсовую фигурку, покрытую золотой краской…
Отец Мороз и ведьма
Есть тут и другие награды. Вот, например, диплом, который нам вручили в Голливуде уже в 1990-х за… фильм «Морозко». Именно тогда наши кинематографисты решили отправить в Америку несколько старых советских сказочных фильмов.
— Правда, аналога слову «Морозко» американцы не нашли, так что в переводе он называется Father Frost, — поясняет Эмма Малая. — Американцы были восхищены нашей Бабой-ягой в исполнении Георгия Милляра. Награду получил не только Милляр, но и Дональд О,Коннор — актёр, который великолепно озвучил Бабу-ягу. Её, кстати, в фильме называют ведьмой.
Костюмы, фотографии, афиши…
Ну и конечно, в экспозиции музея есть костюмы, фотографии, афиши и плакаты, редкие книги, кино- и фототехника, архивы и личные вещи деятелей отечественного кинематографа — с конца XIX века по сегодняшний день. На 2-м этаже, например, можно посмотреть великолепные костюмы из фильма Сергея Соловьёва «Анна Каренина». Всего же здесь 169 тысяч единиц хранения.
— Но это только начало. К следующему году мы будем готовить к открытию зону Сергея Эйзенштейна. Также в планах — открытие научно-образовательного центра, где каждый желающий сможет послушать лекции об истории кинематографа и о самых ярких его представителях, — пообещала директор Лариса Солоницына.
Музей работает ежедневно, кроме среды, с 12.00 до 20.00
Елена ХАРО
Опубликовано в Звёздный Бульвар № 41 (551)