Новая Москва готовится отметить свой шестой день рождения. В интервью "ВМ" руководитель Департамента развития новых территорийВладимир Жидкин рассказал о том, какие подарки город и инвесторы готовят к годовщине присоединения территорий.

Сделать транспортный каркас
- Владимир Федорович, можно ли подвести первые итоги развития присоединенных территорий?
- Первое, что можно выделить, это комплексное, сбалансированное развитие Новой Москвы на протяжении этих лет. Создание транспортной, коммунальной, социальной инфраструктуры, рабочих мест, строительство жилья - все эти проекты идут вместе, получают городскую поддержку. Люди не ждут, когда им сделают дороги, возведут больницу или школу рядом. Они заселяются в новостройки, рядом с которыми есть все необходимое. Это главный итог, который можно озвучить.
- Но до этого была большая работа по разработке градостроительной документации.
- Действительно, мы уделили особое внимание разработке градостроительной документации. Стоит подчеркнуть, что на это ушло не так много времени. Особенно, если сравнивать с крупными европейскими проектами - такими, как Большой Париж. Французские специалисты занимались проектной документацией, ее согласованием с муниципалитетами порядка семи - восьми лет. Первые полтора года мы плотно работали над Генеральным планом и территориальными схемами. В документах не упустили ни одного направления развития Новой Москвы.
- Но результат есть не только на бумаге.
- Да, мы практически сразу начали строить дороги, понимая, как они будут отображены в Генеральном плане Новой Москвы, как интегрируем их в существующую транспортную схему. Открыли две станции метро, к запуску готовится "Рассказовка" Калининско-Солнцевской линии и четыре станции на Сокольнической ветке. Кроме того, расширяем железнодорожную сеть. Таким образом мы комплексно развиваем транспортную инфраструктуру.
- Владимир Федорович, но ведь тяжело соединять старые, обжитые, застроенные территории и новые земли. Как удается наладить эту связь?
- Вы правы. Граница Троицкого и Новомосковского округов со старыми территориями совсем небольшая - порядка 20 километров. И большой команде специалистов, властям нужно было найти сбалансированный механизм проектирования и строительства инфраструктуры, при котором транспортные потоки между старыми и новыми территориями не встали бы в глухих пробках.
- А это можно как-то посчитать: сколько уезжает людей, куда они приезжают?
- Наши расчеты были очень сложными, не такими примитивными - кто и куда едет. Для выбора методов развития присоединенных территорий мы даже проводили международный конкурс, в котором принимали участие мировые компании. Кроме того, мы взяли за основу их модели развития европейских стран, отдельных городов и их транспортной инфраструктуры. А наш институт Генплана считал все варианты соотношения развития дорог, метро и железнодорожного транспорта. Такую большую работу провели для того, чтобы мега-проект под названием "Новая Москва" успешно стартовал и развивался на протяжении долгих лет.
Ворота в Новую Москву
- Какие ключевые проекты можно назвать в сфере дорожногостроительства?
- Во-первых, реконструкция Калужского шоссе. Эта транспортная артерия - ворота в Новую Москву. До модернизации трассы здесь было очень много пробок, теперь движение стало проще. Во-вторых, это путепроводы через железнодорожные пути. Слева и справа от границ Новой Москвы проходят Киевское и Курское направления, в нескольких местах были старые переезды. Иногда автомобилисты могли простаивать десятки минут, а то и час с лишним, ожидая, когда же откроется шлагбаум. Въезд в Троицкий и Новомосковский округа по поперечным связям был затруднен. Сейчас практически все переезды превратились в современные путепроводы. Удобные эстакады позволяют без каких-либо задержек проскочить железнодорожные пути, выбрать более комфортный путь в обход Киевского или Калужского шоссе.
- На сколько планируется увеличить протяженность дорог в Новой Москве?
- До того, как эти территории стали столичными, здесь насчитывалось 600 километров двухполосных дорог. За шесть лет эти территории уже не узнать: в ТиНАО есть современные трассы с 4 - 6 полосами движения, комфортными тротуарами и велодорожками, системой освещения. В перспективе до 2035 года планируется построить 600 - 700 километров магистралей, а также реконструировать существующие.
- Как реагируют на такие перемены сами жители Новой Москвы? В стройке долгие годы жить не хочется.
- В основном, с пониманием и положительно. Ведь с вводом новых дорог время в пути для них серьезно сократится, а значит, они больше драгоценных часов и минут уделят своим близким, друзьям, отдыху и хобби.
- Но ведь есть и те, кому ехать никуда не надо.
- Такие тоже есть. Люди хотят сохранить лесок рядом, лужайку, не видеть неподалеку экскаваторы и самосвалы. Их мнения также учтены. Во время обсуждения Генерального плана Новой Москвы мы получили 15 тысяч обращений от горожан с просьбой сместить планируемые трассы. Дорабатывая транспортную схему, постарались отразить эти пожелания в документации. Конечно, не везде удалось сдвинуть дорогу, найти для ее строительства свободный коридор, но тем не менее скорректировали будущие маршруты магистралей. Предупредили и инвесторов, где нельзя будет строить, чтобы не нарушить транспортную схему Новой Москвы.
- Важны не только крупные трассы, но и локальные дороги. Владимир Федорович, какую работу проводит город по строительству дорог к дачным поселкам и садовым некоммерческим товариществам?
- За шесть лет уже сделали достаточно много. На смену грунтовому покрытию пришли асфальтовое покрытие, отсыпали дороги щебнем. В этом году мэр Москвы Сергей Собянин принял беспрецедентное решение о выделении более трех миллиардов рублей на ремонт всех дорог, подходящих к коттеджным поселкам. Кроме того, наш Департамент занимается созданием дорог к садовым некоммерческим товариществам. Ежегодно на эти цели выделяется полмиллиарда рублей.
Вопрос с подземкой
- А какова ситуация с развитием метро?
- Две станции Сокольнической линии - "Румянцево" и "Саларьево" - очень популярны у жителей Новой Москвы. В этом году присоединенные территории получат две линии метро - продлят Калининско-Солнцевскую и Сокольническую ветки. Осенью в Новой Москвезаработает станция "Рассказовка", работы на этом участке практически завершены. До конца года строители закончат возведение четырех станций красной ветки - "Прокшино", "Ольховая", "Филатов луг" и "Столбово". Таким образом мы видим хорошую динамику и высокую активность в строительстве объектов городской подземки на присоединенных территориях. С появлением двух линий метро в Новой Москве транспортная ситуация серьезным образом улучшится. Жителям присоединенных территорий будет проще добираться до центра, мест отдыха, работы, учебы.
- Но останавливаться на этом город не планирует. Каковы перспективы развития городской сети подземки?
- Калининско-Солнцевская линия дойдет до аэропорта Внуково. В перспективе на базе станции "Столбово" Сокольнической ветки построят крупный транспортно-пересадочный узел. Он объединит две линии метро - красную и новую ветку, которая пройдет от Московского центрального кольца. Новая линия возьмет начало от "Севастопольского проспекта", к Большому кольцу построят еще две станции и соединят с "Улицей Новаторов". Этот отрезок планируют возвести в 2022 году. От "Улицы Новаторов" линия пройдет до станции "Славянский мир", а далее - до "Столбово". Проект намерены реализовать в течение трех - четырех лет. Уже идет проектирование новых станций.
- Сколько всего станций в ближайшие годы появится на новых территориях?
- Порядка 20. Протяженность линий городской подземки на присоединенных территориях составит около 70 километров. Станции уже заложены в Генеральном плане. Таким образом, работа по развитию сети Московского метрополитена будет только наращивать обороты.
- Двадцать станций метро - это уже не так мало.
- Да, это хороший задел на ближайшее будущее. Конечно, в долгосрочной перспективе 20-ю станциями мы не ограничимся, инициированные уже сейчас проекты получат свое развитие.
Обновить пути
- А железные дороги? Их как-то обновите, увеличите количество остановок?
- Такая работа тоже ведется. Уже достигнуты договоренности с "Российскими железными дорогами" о том, чтобы на Курском и Киевском направлениях появились новые остановочные пункты. Кроме того, мы ведем переговоры о сокращении интервалов между прибытием электричек. Пригородный транспорт благодаря таким новациям станет частью удобных столичных маршрутов, а подъезд к центру Москвыстанет проще и быстрее.
- О каком периоде мы говорим?
- Киевское направление железной дороги в границах Москвы, в том числе в ТиНАО, после реконструкции станет максимально востребованным у потенциальных пассажиров. В этом году будет разработан и утвержден соответствующий проект планировки территории, а в 2019 году может начаться строительство сразу трех дополнительных станций, в том числе станции Санино на новых территориях Москвы. Когда проект реконструкции московского участка Киевского направления завершится, он станет одним из самых востребованных у пассажиров. По оценкам экспертов, этой современной транспортной артерией смогут воспользоваться ежедневно не менее 30 тысяч человек. Конечно, проект не будет реализован одним днем, разобьем его на этапы, по мере готовности железнодорожной инфраструктуры.
- Владимир Федорович, а трамвайные линии будут построены?
- В Генеральном плане заложено строительство 200 километров трамвайных линий. Этот вид сообщения появится в первую очередь в первом поясе урбанизации ТиНАО - в Коммунарке, Троицке, Саларьево, то есть на территориях, которые не так далеко отстоят от Московской кольцевой автодороги.
- Какая линия появится первой?
- Она уже проектируется. Трамвайная линия пройдет от Троицка до станции метро "Филатов луг". Линия пройдет по центру Новой Москвы.
- Всех интересует один момент: когда?
- На строительство трамвайной линии уйдет порядка трех - четырех лет.
Комфортные условия для жизни
- Владимир Федорович, а кого интересует Новая Москва с точки зрения проживания? Кто готов переезжать на присоединенные территории?
- С удовольствием переезжают москвичи из центра столицы, жители Подмосковья и других регионов. Вместе с Департаментом образованиякак-то посмотрели статистику: в некоторых районах в детские сады стало меньше ходить малышей. Их родители решили расширить жилплощадь и выбрали квартиры в ТиНАО.
- А детских садов, школ, поликлиник хватает в Новой Москве? Они уже "доросли" до столичных стандартов?
- За прошедшие годы мы построили 54 объекта социального назначения. Объемы продолжаем наращивать. Если в прошлом году сдали 11 соцобъектов, то в этом их будет уже 20.
- При этом в социальную инфраструктуру больше вкладывают инвесторы?
- Да, и делают это они с небольшой охотой. Но мы поставили строгое условие: в составе жилых микрорайонов обязательно должны появляться детские сады, школы и поликлиники. Жаловаться застройщикам здесь не стоит: спрос на жилье не падает, цены держатся на хорошем уровне. Мы напоминаем инвесторам о необходимости создания соцобъектов, чтобы Новая Москва не превратилась в спальный район, из которого жители будут уезжать в поисках работы, мест учебы, отдыха и развлечений.
- А рабочие места инвесторы готовы создавать?
- Да, мы рекомендуем им создавать места приложения труда. Тогда люди смогут найти работу рядом с домом, не ехать в центр Москвы, не стоять в пробках с утра и вечером.
- Какое количество рабочих мест создается городом и инвесторами на присоединенных территориях?
- За шесть лет их появилось более 100 тысяч. Ежегодно их число вырастает на 15 - 17 тысяч.
- А по структуре что из себя представляют рабочие места?
- В настоящее время 20 процентов жителей Новой Москвы заняты в строительной сфере. Учитывая нынешние высокие темпы строительства различных объектов на присоединенных территориях, количество рабочих мест в этой отрасли будет сохраняться. Торговля, IT-сфера, логистика, производства, работа в школах, детсадах, больницах - выбор у жителей Новой Москвы большой. И свободных вакансий хватает. Не все рабочие места заполнены, некоторые офисные центры еще продолжают искать арендаторов.
- А инвесторы и город готовы создать сеть технопарков в Новой Москве?
- В настоящее время мы рассматриваем десять площадок под размещение технопарков. Крупные застройщики вышли с предложением разместить на их территориях инновационные производства. Они заинтересованы в их развитии, в том числе и из-за тех преференций, которые дает город резидентам технопарков.
Приготовить подарки
- Большой проект в Новой Москве - строительство административно-делового центра в Коммунарке. На какой стадии реализации он находится?
- Это поистине большой проект: площадь освоения земель составляет 300 гектаров. И здесь нам есть чем гордиться: вначале мы создаем вокруг будущего административно-делового центра инженерную инфраструктуру, прокладываем к нему дороги и метро. Раньше смотрели и мечтали, чтобы в чистом поле начать тянуть воду, тепло, канализацию, а уже потом строить ключевые объекты. Здесь мы эту идею реализуем в полной мере. В этом году заработает здание префектуры, пункт полиции, идет возведение самого современного больничного комплекса.
- Шестилетие Новая Москва отметит буквально на днях. Какие подарки приготовите для жителей двух самых молодых столичных округов?
- Самым главным подарком была и есть дорога. В прошлом году открывали важную транспортную артерию, соединяющую Троицк с Кокошкино. В составе трассы появился путепровод, а сама 19-километровая магистраль имеет удобный выход на Минское шоссе. В этом году откроем дорогу, которая соединит южную и северную границы Новой Москвы. Откроем трассу от Московского до Бутово.
- Но это не все подарки?
- Не все. Приготовим сюрприз в виде социальных объектов, об открытии которых узнаете 1 июля.
ЦИФРА
7 миллионов квадратных метров недвижимости могут построить инвесторы на присоединенных территориях. Кроме того, в правила землепользования и застройки включено еще порядка 20 миллионов квадратных метров жилья и коммерческих объектов.