Мартина Грлич размышляет о ненадежности человеческой памяти, неуловимости и неодназнозначности воспоминаний и о хрупкости и быстротечности жизни.

Галерея  Fragment представляет выставку Мартины Грлич «Гипермнезия». С 15 декабря 2021 по 26 января 2022 выставка открыта для широкой публики.

Мартина Грлич – одна из ярчайших представительниц новой волны хорватского реализма. 

В своих живописных работах, созданных на основе фотографий, снятых во времена социалистической Югославии, Грлич исследует феномен памяти и воспоминаний. Используя фотоснимки из старых семейных альбомов, на которых запечатлены сцены из повседневной жизни, художница через личные истории размышляет об общественных изменениях и трансформациях, связанных в том числе со сменой идеологии.

В качестве названия московской выставки художницы был выбран термин «гипермнезия» – обозначающий вид нарушения памяти, ее патологическое усиление, аномальное обострение, которое может появляться, например, в удержании в памяти большого количества малосущественных деталей. Как правило, гипермнезия возникает вследствие аффекта, действия гипноза или наркоза.

Сочетая вымышленные элементы и образы из архивных фотографий, зафиксировавших некогда существовшую реальность, Мартина Грлич размышляет о ненадежности человеческой памяти, неуловимости и неодназнозначности воспоминаний и о хрупкости и быстротечности жизни.

Гиперболизированные повседневные предметы – праздничные атрибуты, детские игрушки, безделушки, рождественские украшения – лишенные своего привычного контекста, переносятся художницей из области реального в пространство символического и сюрреалистического. Ссылаясь на мир, которого больше не существует, художница создает воспоминания, выходящие за рамки простой автобиографии – ее ностальгические работы становятся отражением общественной позиции, набором фантазий и наивных суеверий.