Комментарии к программам международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме IDFA.

А можно сесть на паром, пересечь канал и на другой стороне высится стеклянный многоугольник под названием «Глаз» – там коллекции местного музея кино и несколько кинотеатров. И рядом – в хипстерском заведении, где любая отломанная ножка – и ручка – от любого агрегата становится объектом интерьера, расположилась лаборатория IDFA DocLab Spotlight. Там вам дают «шапочку-все-видимочку» (VR шлем) – и вы «в домике». Внутри. Уши, конечно, немножко давит, на глаза шапка налезает – но зато в голове чудеса, достойные беготни Алисы и фантазии Кэррола и других сюрреалистов. Заметим, что есть еще IDFA DocLab конкурс иммерсивного не-игрового кино (это пограничье документалистики и безудержной фантазии). А также IDFADocLab конкурс дигитального повествования. Чудны дела твои… То есть, на данный момент VR истории выделены в отдельную секцию и не «соревнуются» с «обычным» кино. Наверно, как если бы в начале прошлого века кукольная анимация (Владислава Старевича) и черные-белые мелодрамы были бы в разных конкурсах. А появление цветного кино и звукового тоже вело бы к программной сегрегации…

«Кусунда» (Феликс Гадтке, Готри Парамесваран, – Германия, Непал, Швеция, Тайвань) – виртуальное изображение переносит нас на ступеньки хижины в высокогорной непальской деревни, где мы заодно с местным шаманом пытаемся поймать последние известные слова наречия «кусунда», на котором еще недавно говорили целых 150 человек, но за последние годы слова разлетелись как востроносые птицы. Используется и голос зрителя – для лингвистической солидарности. 

«Разоруженные (Без рук)» (Александра Баранчова, Джо Перрис, Луна Мауэр, Роел Воутерс – Нидерланды) – любопытно, авторов чуть меньше, чем рук, которые являются саморазмножающимися персонажами. «Уорхолл ручной безвредный». А на деле – вы поводите своей кистью, ее как-то хитро сканирует нечто, потом не менее загадочно оказывается что бепроводная – то есть, в воздухе разлитая – программа как-то воспроизводит виртуальные копии ваших рук на экране. В общем, дело за голографическими барельефами – и, надеемся, увидеть их в ближайшие годы. 


А теперь награды. Главный приз в главном конкурсе – «Господин Ландсбергис» (Литва, Нидерланды) - Сергей Лозница. Эпическое повествование о президенте Литвы Витаутасе Ландсбергисе и о том, как его страна выходил из морока советизации.

Приз за лучшую режиссуру – Дети тумана (Вьетнам).

При за лучшую операторскую работу – «Куда мы едем» (Беларусь, Россия) – Руслан Федотов.


В программе «Взгляд насквозь» - главный приз: «Октопус» (Ливан, Катар, США) За режиссуру – «Вот – коллекционируем яйца, несмотря на странные времена» (Нидерланды)

За лучшее художественное решение – «Одному дается благодать» (Южная Африка). 

Приз жюри ФИПРЕССИ – «Макияж. Художник» (Иран). 

Приз за креативную работу с киноархивными материалами – «Ультрафиолетовое и банда харкающих кровью» (Франция).