Куратор выставки Ирина Горлова выбрала для названия понятие из виноделия — ремонтаж, которое также созвучно главному процессу в выставках — монтажу.
Первая выставка нового направления НИИ Архив представила коллекцию искусства Фонда Винзавод, отзывы посетителей на инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых, редкие каталоги фестиваля «КомМиссия» и многие другие артефакты выдающихся проектов нулевых и десятых годов XXI столетия.
Куратор выставки Ирина Горлова выбрала для названия понятие из виноделия — ремонтаж, которое также созвучно главному процессу в выставках — монтажу. По ее мысли, выставка «НИИ Архив. Ремонтаж», аналогично процессу перекачивания сусла из нижней части бродящей жидкости в верхнюю, поднимает материалы прошлого на поверхность, привлекает внимание к самому процессу архивации и работы с источниками арт-институции.
«События, выставки, всевозможные образовательные программы проходят и остаются только в памяти их участников. Время летит быстро, спустя 10-15 лет только архивные выставки могут напомнить о том, насколько все эти программы были интересны, понять, прошли ли они проверку временем. Это важно, в первую очередь, для историков искусства, потому что такие выставки, если они наглядно и звучно показывают те самые события прошлого, они дают импульс к дальнейшему исследованию, изучению, написанию истории искусства», — убеждена куратор Ирина Горлова.
Выставка разделена на 10 направлений: Эпохальные выставки, Новые имена, Комикс как искусство, Арт-рынок и горизонтальные связи, Уличное искусство, Образовательные программы, Регионы+Международная деятельность, Наука и искусство, Видео как искусство, Современная фотография Best of Russia.
В направлениях представлены уникальные фото- и видеоматериалы, артефакты крупных проектов ЦСИ Винзавод, реализованных за 17 лет активной деятельности. Впервые открыты материалы эпохальных выставок «Верю», «Московской ретроспективы» Ильи и Эмилии Кабаковых, персональных выставок Александра Бродского и Ирины Наховой, Международного фестиваля комиксов «КомМиссия», выставок проектов СТАРТ и многое другое. Направления сопровождает фотохроника открытий проектов, где можно встретить всех главных деятелей искусства нулевых.
Специально для выставки новое произведения создал художник Кирилл Кто, один из авторов проекта СТЕНА в ЦСИ Винзавод и легендарный участник стрит-арта в России. Кирилл Кто принимал участие в первом фестивале «Винзавод. Граффити» в 2006 году, с которого неофициально ведется отсчет существования институции. В своем новом произведении Кирилл в фирменном стиле выставки описывает личный путь в искусстве и пишет собственную историю ЦСИ Винзавод.
Художник Дмитрий Гутов воссоздал для выставки произведение с проекта художественного оптимизма «Верю!» кураторства Олега Кулика, с которого уже официально открылся ЦСИ Винзавод в 2007 году. Фотокопия «Стопы» венчает экспозицию выставки «НИИ Архив. Ремонтаж» и завершает маршрут исследователя, возвращая к хронологическому началу — самому первому проекту ЦСИ Винзавод — и в то же время к стене с историей от Кирилла Кто, то есть к стрит-арту.
В пространстве экспозиции построена «Комната отзывов» на «Московскую ретроспективу» Ильи и Эмилии Кабаковых, где воспроизведены отзывы посетителей инсталляции «Туалет» и «Жизнь мух», прошедших в ЦСИ Винзавод. Отзывы, написанные почерком Кабакова, как гул голосов его персонажей, заполняют комнату и призывают посетителя вчитаться, узнать или вспомнить, как воспринимали современное искусство в прошлом десятилетии.
В центральной ротонде — экраны с фотохроникой по направлениям: science-art, видео-арта, региональных и международных проектов, многолетнего фотопроекта Best of Russia («Лучшие фотографии России») и многие другие.
Посетители выставки могут построить индивидуальную траекторию по карте экспозиции, расположенной при входе, воспользоваться аудиогидом или приобрести билет на медиаторский тур, в полной мере погрузившись в историю современного искусства России.
Даты работы выставки: 16 ноября 2024 года – 19 января 2025 года.
Вход по билетам.