Зачем нам рекомендательные письма, и кто их пишет? Разберемся!
Материалы по теме:
Содержание
Традиция подтверждать квалификацию работника рекомендациями сложилась и в Европе пару столетий тому назад. В царской России эту традицию восприняли. В те времена наличие рекомендательных писем было фактическим резюме, соискатель без рекомендаций не мог рассчитывать на хорошую должность — не важно, кем собирался работать соискатель: горничной и в доме, клерком ли в частном или государственном предприятии — и зарплату. А если его и брали в приличное место, оказывая высокое доверие, то платили гроши, пока не подтвердит, что он — хороший и честный работник. Случалось это очень редко, а вот личная рекомендация предыдущего работодателя не только существенно облегчало дело, но и позволяло составить работнику неплохую карьеру.
В советские времена рекомендательные письма писать было не принято. Их заменили характеристики. В последнее десятилетие эта традиция стала возрождаться: в небольших предприятиях рекомендация — просто плюс, в больших транснациональных — фактически необходимая составляющая.
Что «нашептывает» рекомендательное письмо рекрутеру?↑
- В резюме вы написали правду, а не приукрасили его парой должностей, навыков и карьерных достижений.
- Получение рекомендации говорит о том, что уход с предыдущего места работы не был вызван конфликтом, к вам хорошо относились и, может быть, даже ценили.
Всего два момента, но они становятся большим плюсом и вызывают больше доверия, чем резюме «человека с улицы». Поэтому, уходя со старой работы, не хлопайте дверью, а попросите рекомендацию.
Устная рекомендация↑
В основном используются так называемые телефонные рекомендации. В каждой форме резюме на сайтах о работе есть поле «рекомендации», где вы можете вписать ФИО, должность и телефон человека, который может дать вам рекомендацию. Видя телефон, рекрутер может по нему позвонить (а может и не позвонить и поверить на слово) и расспросить бывшего работодателя (партнера, коллегу, непосредственного или самого главного начальника — в зависимости от того, кого вы указали) подробнее о вас, о причине вашего ухода с работы, и попросить содержательно отрекомендовать вас, подтвердить деловые навыки.
Хорошо иметь три рекомендации от разных людей.
Конечно, прежде чем указывать в резюме тех, кто может дать рекомендацию, нужно сначала спросить этих людей, готовы ли они вас рекомендовать. Иначе вы будете выглядеть, как минимум, некрасиво.
Письменная рекомендация↑
Наличие бумаги говорит об основательности кандидата соискателя (и довольно важно, если вы устраиваетесь в западную компанию, где письменные рекомендации давно являются традицией), и в некотором роде является показателем статуса.
Рекомендация составляется на банке предприятия-работодателя. Форма документа — произвольная, стиль изложения — отзыв о сотруднике.
Обычно рекомендацию пишут те, кто за вас может поручиться. Имеет значение и дата письма — хорошо, чтобы дата представления письма была не позже года с момента его написания. Посудите сами, рекомендация 10-летней давности уже не имеет силы — ведь за десять лет вы уже набрались опыта, приобрели новые навыки и знания, развились как профессионал. Такая рекомендация показывает лишь то, что вы заслужили хорошее к себе отношение на той, давней работе. А вот если у вас только одна рекомендация и она старая, то либо попросите ее обновить, либо не показывайте вовсе.
Не выбрасывайте оригиналы писем, обязательно делайте копии.
Как составить рекомендательное письмо?↑
Обычно рекомендательные письма пишут:
- Научные руководители.
- Руководители стажировок.
- Координаторы добровольческих (волонтерских) организаций, объединений или программ.
- Бывшие или действующие коллеги, работодатели (начальники разных уровней), партнеры.
Если вы — студент и ищете свою первую работу, рекомендации одного из тех (или всех), кто указан в первых трех пунктах, будут весьма кстати. Рекомендательные письма очень важны для стипендиатов и заявителей на получение гранта, особенно — иностранных.
Жизнь показывает, что работники сами пишут себе рекомендацию, а начальник только читает ее и проставляет подпись (у него и без лишней писанины много дел). Однако, вне зависимости о того, из-под чьей руки вышло письмо, к нему нужно относиться со всей серьезностью.
Целью рекомендательного письма является предоставление объективной и всесторонней информации о конкретном человеке. Вся информация должна занять не больше одной страницы (с учетом места для подписи и печати), так что — только факты. Пишите лаконично, без лирики: письмо должно быть коротким и характеризовать вас как профессионала.
Основные поля рекомендательного документа:
- Название: «Рекомендательное письмо».
- Подтверждение того, что соискатель работал на предприятии вместе с рекомендующим его коллегой в определенной период времени в такой-то компании. Коротко и по делу опишите характер взаимодействия (например: начальник-подчиненный), характер работы, должностные обязанности и то, как соискатель с ними справлялся.
- Характеристика деловых качеств соискателя: были ли у него на том месте работы какие-либо достижения и успехи (существенные и не очень), повышения в должности, есть ли то, за что его можно поблагодарить.
- Причины ухода.
- Собственно рекомендации: основное впечатление о рекомендуемом человеке, его качествах и возможностях профессионального роста.
- ФИО, должность, контакты (телефон и адрес электронной почты), подпись рекомендующего и дата.
- Печать организации-работодателя.
К слову, отсутствие рекомендаций в качестве обоснования отказа соискателю — противозаконно.