Наземный транспорт Москвы в настоящее время представлен автобусами, трамваями, троллейбусами и маршрутными такси. Для развития этого транспорта в Москве реализуется несколько программ.
Материалы по теме:
Это программа по замене старых автобусов, троллейбусов, трамваев на новые: современные и комфортные. Другая программа направлена на оптимизацию маршрутной сети транспорта. Она должна исключить дублирование маршрутов и обеспечить транспортную доступность максимальному количеству жителей. Отдельная программа посвящена трамвайному движению. Часть снятых ранее линий будет восстановлена, существующие линии планируется модернизировать и реконструировать. Столичные маршрутки со временем заменят на автобусы.
Содержание
Новые автобусы, троллейбусы, трамваи↑
Автобус↑
Это основной вид наземного общественного транспорта Москвы. На сегодняшний день имеются автобусные маршруты № № 1–964. Наибольшая плотность автобусных маршрутов – на окраинах Москвы, где ещё нет метро. В центре столицы автобусных маршрутов почти нет: многие из них были упразднены в начале 1990-х годов из-за высокой плотности расположения станций метро. К тому же, в центре Москвы автобусам создаёт конкуренцию обширная сеть «маршруток» и более экономичных троллейбусов.
Новый подвижной автобусный и троллейбусный состав обеспечит условия удобной посадки пассажиров, в особенности инвалидов, комфортные условия проезда, систему кондиционирования салонов в жаркое время года и отопления в холодное. В новых автобусах предусмотрено также наличие навигационных систем, систем видеонаблюдения, автоматического пожаротушения, современных информационных средств, в том числе и для пассажиров со слабым зрением. С 2012 г. предлагается приобретение автобусов экологического класса только «Евро–5» и выше. К 2015 г. весь подвижной состав автобусного транспорта будет полностью низкопольным и адаптирован для перевозки пассажиров с ограниченными физическими возможностями.
Троллейбусная сеть Москвы↑
Сеть является крупнейшей в мире и одной из старейших из ныне действующих – она была открыта 15 ноября 1933 года. Сеть московского троллейбуса – радиально-кольцевая. На некоторых направлениях троллейбус является основным видом наземного транспорта. В Москве более 90 троллейбусных маршрутов.
Для реализации планов по росту количества подвижного состава электротранспорта до 2016 года предусмотрено строительство и ввод в эксплуатацию новых троллейбусных парков в Митино и Коровино, а также автобусно-троллейбусного парка в Марьино. При изготовлении троллейбусов учтены повышенные требования к электро- и пожаробезопасности. Троллейбусы оснащены системой блокировки хода при открытых дверях и падении давления тормозной системы.
В целях дальнейшего развития перевозок наземным городским общественным транспортном планируется увеличение инвентаря парка троллейбусов к 2016 году до 2120 единиц.
Трамвайная сеть в Москве↑
Сеть имеет 46 маршрутов. На долю трамвая сегодня приходится около 5% пассажирских перевозок в городе, а в некоторых окраинных районах трамвай всё ещё является основным транспортом, позволяющим добраться до метро.
В 2014 году в состав «Мосгортранса» войдут 50 новых трамвайных вагонов, а в 2015 году – ещё 70. Это современные вагоны, которые на прямых участках развивают скорость до 70 км/ч. Трамвай должен прийти в Бирюлево – это район с очень тяжелой транспортной доступностью. Также существует план привести трамваи до станции метро «Пражская». Кроме того, в проекте трамвай из поселка Северный до Лианозово и продление трамвая по Шоссе Энтузиастов до Южного Измайлова и Ивановского. Некоторые из ранее существовавших трамвайных маршрутов будут восстановлены, а во многих районах проложат новые пути. Все действующие и вновь строящиеся линии будут модернизированы с использованием современных технологий, исключающих шум и вибрацию при движении трамвая. Первые трамваи нового поколения – более быстрые, комфортные и бесшумные – должны появиться в первом квартале 2014 г.
Вдоль трамвайных путей планируют провести сплошные линии дорожной разметки и разместить видеокамеры, чтобы следить за тем, не заезжают ли на рельсы автомобилисты. На самих же трамваях предлагается разместить яркие, заметные для всех едущих сзади автомобилистов светодиодные индикаторы остановки. Они должны мигать за 5 секунд до того, как трамвай затормозит, предупреждая автомобилистов о том, что на проезжую часть вот-вот выйдут пассажиры.
Московские власти также выбрали 5 первых маршрутов, где трамваи всегда будут получать приоритет на перекрестках. Автоматизированная система управления светофорами будет включать зеленый свет, как только трамвай подъедет к перекрестку. Постоянно зеленый будет гореть для трамваев маршрутов номер 17, 6, 30, 15 и 23
Государственной программой города Москвы «Развитие транспортной системы на 2012–2016 гг.», принятой постановлением Правительства Москвы от 02.09.2011 № 408-ПП, предполагается разработка и реализация схемы транспортного обслуживания населения с использованием легкорельсового внеуличного транспорта – скоростного трамвая.
Специалистами ГУП «Мосгортранс» рассмотрены и подготовлены замечания и предложения по проектам первых этапов строительства линий скоростного трамвая на участках «пос. Северный – ст. м. «Алтуфьево» – ст. м. «Медведково» и «ст. метро «Шоссе Энтузиастов» – р-н Ивановское и г. Балашиха Московской обл.», по разработке проекта планировки линии скоростного трамвая из р-на Северный к ст. м. «Алтуфьево» и «Медведково», – разработанных ГУП НИиПИ Генплана города Москвы.
Традиционные маршрутки постепенно исчезнут с улиц Москвы – их заменят комфортабельные низкопольные автобусы большей вместимости. Предполагается, что привычные маршрутки-микроавтобусы исчезнут с большинства крупных трасс города до конца 2014 года. Их планируется оставить только на участках, недоступных для крупногабаритных автобусов.
Отличительной чертой новых автобусов станет система "ГЛОНАСС", с помощью которой можно будет сократить время ожидания. Введение жёсткого расписания и контроля в режиме реального времени с использованием ГЛОНАСС обеспечит большую интенсивность и регулярность движения. Благодаря этой системе пассажиры также будут обладать информацией о времени ожидания транспорта и смогут корректировать маршрут в случае возникновения пробок.
Новые маршруты, остановки, пересадки↑
В 2014–2015 годах в городе появится новая модель автобусных перевозок. Количество маршрутов вырастет на 20%. Введение жесткого расписания обеспечит большую интенсивность и регулярность движения. Льготные категории граждан получат право бесплатного проезда не только в автобусах «Мосгортранса», но и в автобусах частных перевозчиков. Планируется запуск ночных автобусов, которые год назад уже появились Санкт-Петербурге. Предполагается, что в столице будет ходить не менее двенадцати ночных автобусов. К концу 2013 года в Москве появится 197 километров выделенных полос для движения общественного транспорта. Об этом сообщает информационный центр правительства Москвы.
Для облегчения проезда общественного транспорта в центре города появятся специальные антикарманы. На Пятницкой улице планируется создать несколько остановок, выступающих на проезжую часть. Такие конструкции, часто использующиеся в Европе, не позволяют парковаться автомобилям прямо напротив стоянки и обеспечивают подъезд общественного транспорта.
Уже в 2013 году планируется запуск системы, которая поможет пассажирам отслеживать транспорт по всему маршруту. Работать она будет с помощью приложений, созданных для мобильных телефонов и планшетов.
Для пассажиров, вынужденных пользоваться сразу несколькими видами транспорта, установят информационные дисплеи на остановках у метро. Они будут показывать время прибытия ближайшего автобуса. Первые подобные табло уже работают на станциях "Ясенево" и "Планерная".
В ближайшем будущем изменятся условия ожидания наземного транспорта. В Москве появятся теплые остановочные комплексы. Первые остановки, оборудованные обогревателями уже можно увидеть в Щукино.
Новые билеты ↑
С 2011 года базовая стоимость проезда в городском общественном транспорте не повышалась. Введенные в 2013 году новые виды билетов «Единый», «90 минут» и транспортная карта «Тройка» существенно упростили пользование наземным транспортом.
В 2013 году на общественном транспорте Москвы введены новые билеты. Билет «90 минут» позволяет совершать неограниченное число пересадок между маршрутами наземного транспорта и одну поездку на метро.
Билет «Единый» можно использовать в любом виде общественного транспорта: метро, монорельсе, автобусе, троллейбусе или трамвае.
Транспортная карта «Тройка» имеет неограниченный срок хранения средств и работает по принципу «электронного кошелька». Это удобно для тех, кто не пользуется общественным транспортом постоянно. Уже этой осенью пополнить баланс «Тройки» можно будет через SMS, Интернет, терминалы оплаты и специальное мобильное приложение.
Льготные категории граждан имеют право бесплатного проезда в метро, троллейбусах, трамваях, автобусах «Мосгортранса». Но вскоре они смогут также бесплатно ездить и в автобусах частных перевозчиков.
Летом 2013 г. из общественного транспорта начали убирать турникеты – пилотным для нового проекта выбраны трамвай №17 и автобус №905. В них валидаторы размещены справа от каждого входа в вагон, а посадка пассажиров возможна во все двери. Следят за оплатой проезда усиленные бригады контролеров совместно с полицейскими. Им вскоре выдадут специальные устройства, считывающие историю поездок с проездных билетов.