Культурно-образовательная программа к 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера.

Выставочный зал фонда Андрея Чеглакова запустил цикл культурно-образовательных мероприятий в рамках выставки «В диалоге с Бодлером: Матисс, Роден, Руо...», приуроченной к 200-летию со дня рождения Шарля Бодлера. Следующие мероприятия пройдут 15, 23 и 28 декабря.

15 декабря, 19:00

Вечер пройдет в совершенно новом формате лекция Елены Гальцовой будет сопровождаться театрально-музыкальным перформансом стажерской группы Театра «Современник».

Елена Гальцова — доктора филологических наук, специалиста по французский литературе и театру 19-20 веков. Благодаря молодым артистам театра «Современник» — Полине Гериш, Михаилу Маневичу, Родиону Аверьянову и французскому актёру Пьеру Бурель, лекция пройдет в интерактивном, театральном формате. Личность Шарля Бодлера до сих пор не даёт покоя целым поколениям поэтов и художников, вдохновляет и требует глубокого изучения. Фигура Бодлера выступит не только как объект исследования, лежащий в интересах изучения и познания, а как человек, который сегодня, здесь и сейчас непосредственно общается со слушателями. Актеры представят постановку на тему «Бодлер и его творчество», будут зачитаны стихи в оригинале из сборника «Цветы зла». Благодаря лекции Елены Гальцовой, изящно соединённой с театрально-музыкальным перформансом, артистам удастся выразить личность художника через его творчество. Режиссер-постановщик - Татьяна Бурель.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

23 декабря, 19:00

Музыкальную часть мероприятия представят певица Алиса Тен и музыкант Руст Позюмский. Алиса Тен — лауреат независимой премии «Парабола» имени Андрея Вознесенского, яркая певица нового поколения, известная как «девушка с волшебным голосом», «певица, не знающая жанровых и языковых барьеров» и «музыкант новой формации». Руст Позюмский закончил школу для одаренных детей по классу скрипки при Санкт-Петербургской Консерватории и саму Консерваторию, после чего увлекся рок-музыкой, а также параллельно освоил новый инструмент — виолу да гамба.

В программу войдет серия «Air de cour» — придворных арий — самого популярного в 17 веке жанра. Своё происхождение этот жанр ведёт от лютневой песни XVI века, которая имела несколько разновидностей: air a boire (застольная), air a danser (танцевальная), air spirituel (духовная). Общей чертой всех этих песен был — гомофонно-гармонический склад фактуры и ведущая роль верхнего голоса. В XVI – XVII веке этот жанр был очень популярен во Франции, на родине Шарля Бодлера. В нём работало много — Пьер Гедрон, Мишель Ламбер, Пьер Сертон, Антуан Боссе, Этьен Мулинье.

Прозвучат работы таких мастеров этого жанра, как Пьер Гедрон, Жан-Батист Друар де Буссе, а также анонимных авторов из сборника Кристофа Байара, собравшего в своей коллекции эти маленькие шедевры.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

28 декабря, 19:00

Предновогодняя образовательная программа в рамках выставки «В диалоге с Бодлером» будет посвящена великому немецкому композитору Людвигу ван Бетховену. Это второе событие культурно-образовательного цикла к выставке, подготовленное преподавателями Факультета исторического и современного исполнительского искусства Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.

Бетховен был одним из любимых композиторов Шарля Бодлера¸ специально для этой программы собраны произведения, которые пронизаны духом мистицизма и декадентских настроений, созвучных творчеству великого поэта. Прозвучат Шотландские, Уэльские и Ирландские песни, аранжированные Бетховеном, с переложениями частей симфоний Бетховена для фортепьянного трио, сделанных современниками. Также прозвучит вторая часть из фортепьянного трио оп. 70 №1, получившая название «Ghost» (Призрак).

Программа исполняется на аутентичных музыкальных инструментах. Петр Айду будет играть на фортепиано фирмы «Бродвуд» 1820 года изготовления — таком же, на котором играл сам Бетховен.

Петр Айду — пианист, исполнитель на исторических клавишных инструментах, преподаватель Московской консерватории. Основатель первого ансамбля без дирижера «Персимфанс». Автор и участник музыкальных перформансов и концертов; спектакль «Реконструкция утопии» был удостоен Гран-при премии имени Сергея Курехина в области современного искусства (2013), а спектакль-перфоманс «Звуковые ландшафты» удостоен премии «Золотая Маска» (2016), как «Лучший спектакль-эксперимент». Коллекционер раритетных исторических роялей и клавишных инструментов.

Марина Катаржнова — доцент МГК им. Чайковского. Работает на Факультете Исторического Исполнительского Искусства с 2007 года. Является куратором оркестровых проектов факультета. Читает лекции по истории исполнительского искусства. Преподаватель барочного отделения Московской Средней Специальной Школы им. Гнесиных. До 2017 года солистка оркестра «Pratum Integrum». В 2016 году с Ольгой Мартыновой, Ольгой Ивушейковой и Августом Крепаком был создан ансамбль «Gnessin baroque», который в данный момент ведет активную концертную деятельность. Работала с Тревором Пинноком, Сигизвальдом Кёйкеном, Рио Тарракадо, Теодором Курентзисом, Петером Шрайером, Роджером Норрингтоном, Кристофом Руссе. Сотрудничает с ансамблями и оркестрами: «Академия Старинной Музыки», «Ансамбль старинной музыки МГК им. Чайковского», «A la Russe», «Bach-consort», «Collegium Marianum», ERSO, «Baltik baroque».

Игорь Бобович— выпускник Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (1999). Преподаватель Московской Государственной консерватории и Пермского института искусств. Работал концертмейстером группы виолончелей оркестра «MusicAeterna» после переезда коллектива в Санкт Петербург остался работать концертмейстером в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. Участник ансамбля «La voce strumentale» под управлением Дмитрия Синьковского (с 2016 года). Ведёт регулярную концертную деятельность в России, Польше, Украине, Германии, Голландии, Италии, Австрии, Великобритании, Норвегии, принимает активное участие в фестивалях, в проектах европейских коллективов.

Алиса Тен — московская певица, известная как «девушка с волшебным голосом», «певица, не знающая жанровых и языковых барьеров». В четырнадцать лет она пела джаз в Московском колледже импровизационной музыки. Потом поехала в Индию, учиться вокалу у гуруджи из Варанаси. Среди ее проектов: «Театр бразильской пассионарной песни «Дефеса», «Музей звуковых фигур» Петра Айду, бретонский проект «Folk Machine», ансамбль древнерусской музыки «Хронос», авторский проект «Le Miracle de l’Amour» с Рустом Позюмским, сольные концерты в США, Тунисе, Англии, Франции, Германии и многие другое.

Вход свободный, по предварительной регистрации.

Вся культурно-образовательная программа к выставке будет основана на связях между музыкой, поэзией, живописью и театром, чтобы продемонстрировать слушателям, что ни один вид искусства не может существовать без другого, и новаторство в той или иной сфере дает развитие остальным направлениям. Мероприятия в рамках цикла будут проходить еженедельно.

Выставка проходит до 16 января 2022 года в Выставочном зале фонда Андрея Чеглакова (ул. Пречистенка, д. 40/2, стр. 2). В экспозиции представлены книги в жанре livre d'artiste, графика и фотография известных мастеров, вдохновленных произведениями Бодлера. Центром экспозиции стали «Цветы зла» в прочтении Одилона Редона, Анри Матисса, Огюста Родена, Жоржа Руо, Анри Картье-Брессона, Леонор Фини. Издания доступны для просмотра в том числе на мультимедийных экранах. Часть работ специально создана для выставки современными художниками.