Комментарии к программам международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме IDFA.

Инновационная программа DOCLAB давала свои показы в планетарии. Поздним вечером – ночь-улица-фонарь – локдаун. Только участникам IDFA полагается в этом время изучать на экранах документалистику. Ветер, неверный свет падает на ворота, подзамерший волонтер пританцовывает в ожидании проверки куар-кодов и паспортов, а потом в мраке бьющейся листвы появляется освещенный шар планетария. На этом показе проекция шла на сферу потолка. Представляли свои «заоблачные» проекты авторы-культурологи из разных стран – объединяет их мятежная и не всегда осознаваемая тоска по антикварному авангардизму и очки с круглыми диоптриями. Сторожилам синефилии это напомнило бдения в 1970-е, а что касается российского пространства – прославленный фестиваль авангардного киноискусства «Арсенал» в Риге в самом конце 1980-х, где показывали много черточек и квадратиков, а также незабываемую ретроспективу Питера Гринуэя. Радикальные мыслители нового поколения все еще любят квадратики и волнистые линии на экране – этого никто ни у кого не отнимет: Миро и Малевич – наши! Но следует обратить внимание, что подтекст у них в меньшей степени посвящен разрушению и созиданию в сфере искусства, в большей степени – социальной философии. Например, видеополотно о задворках Тбилиси – о хаотичной архитектурной политике, которая привела к адской неряшливой застройке – и это мягко сказано: «Город спал, и ему снились сны» Мариам Натрошвили, Дету Жинхарадзе. 


 тем временем в главной программе – показы которой по большей мере проходят в волшебном арт-деко кинематографического театра Тушински – идет фильм «Путешествие к солнцу» Сусанны Диас и Ансгара Шэфера. Еще одна архивная история – об австрийских детях, которых летом 1945-го года – после военных лет недоедания и страха – пригласили провести летние месяцы в португальских семьях. На экране любительская и фотографии. За кадром – рассказы, скетчи, новеллы – кто как рассказывает о происходившем на чужой солнечной земле. Одни малыши попадали на виллы, другие – в однокомнатные квартирки, кого-то холили и лелеяли, другие – с тумаками и намеками. Исторические свидетельства, почти не известные широкой аудитории. 


Вторая мировая война так или иначе остается пока некой точкой отсчета гуманитарных усилий – провалов и успехов. Одна из самых удивительных фабул – «Вот – коллекционируем яйца, несмотря на странные времена» Пима Цвиера – программа «Взгляд насквозь». Герой – немецкий оологист (коллекционер яиц) Макс Шонваттер. Он посвятил жизнь коллекционированию и описанию птичьих яиц, которые собирал по всему миру. И пока орнитолог создавал порядок – отчасти, безумный, как каждая коллекция – в мире яиц – картонки, надписи каллиграфическим почерком, описания, каталогизирование – мир вокруг все большое погружался в хаос Второй мировой войны. Тут опять вспоминается Питер Гринуэй и его многочасовое мокьюментари «Падения» про людей, фамилии которых имели в своей корневой системе слово «птицы» - и с ними происходили парадоксальные события, связанные с левитацией и преодолением воздушных пространств, будь то наяву, во сне, в бреду, в шизофрении, в детском саду, на автобусной остановке, в лавке ключника и тому подобное. Там, где Гринуэй предается своей фантазии (и она переплавляется в реалистическую массу, из которой как из снега лепится снеговик фильма), там Цвиер, режиссер «…Коллекционируем яйца…) погружается в гончее плутанье по хроникальным кадрам, выискивая, где в марше нацистов в Берлине или брожению солдат армии рейха по завоеванным городам и весям есть место охоте орнитолога и его хрупким экспонатам. И – само собой нарисовываются размышления, но тут очень умно – в чем хрупкость, а в чем твердокаменность. 

Из бытовых фестивальных подробностей – локдаун подрезал крылья ежедневной выпивке под гостеприимном названием «Гости встречают гостей». Участники феста, не имеющие европейских прививок и, соответственно, куар-кодов, каждое утро должны влачиться в фестивальное бюро – там экспресс-тест, он должен быть загружен в приложение на голландском языке, потом буквально три смс-ки подтверждений и, как говорил в стародавние времена один мой приятель, дальше на кукушечке и вы на месте – то есть, получаете на специальной стойке браслетик, который далее весь день показываете на входе в кинозалы. Хитрецы из-за океана и других кордонов думали, что проникнут в зал со вчерашним браслетиком – фиг вам! Каждый день эта разрешительная полоска разного цвета. Это еще Бунин нам писал – «беспощаден кто-то к человеку…».