Лекции будут проходить каждую субботу с 12.03 по 16.04 в 13:00.

«Романское искусство: архитектура и монументальный декор»

Цикл лекций познакомит слушателей с архитектурой и монументальным искусством первого большого стиля Средневековья – романского. Развитие романского стиля в искусстве совпало по времени с оформлением представлений о Страшном суде, Чистилище и других основополагающих идеях мироустройства. Зодчие периода романики вновь обращаются к античной сводчатой конструкции, а монументальная скульптура теперь представляет собой своего рода «визуальную проповедь», которую разные слои населения считывают по-своему.

Происхождение термина «романское искусство». Периодизация и общие принципы. 12.03

Появившаяся в Древнем Риме архитектурная конструкция - сводчатая, как и латынь, стала своего рода универсальным общеевропейским языком романской архитектуры. На лекции мы расскажем об основных принципах романского искусства, связанных с общим стилеобразующим элементом – архитектурным типом сводчатой базилики, о разных ее вариантах и принципах монументального декора.

Первое романское искусство»: архитектура Х - начала XI веков. 19.03

Со второй половины X века в Западной Европе по ряду причин начинает возрождаться интерес к использованию в архитектуре наследия Рима эпохи Империи, и прежде всего крестового и цилиндрического сводов. На лекции мы поговорим о связи сводчатой архитектуры с развитием богослужения, культом мощей святых, становлением городов-государств и вопросами безопасности в Западной Европе около 1000 года.

Романская архитектура Франции и Англии 26.03

Архитектура последней четверти XI - первой половины XII веков на территории современной Франции и Великобритании связана с развитием нескольких региональных школ, новым статусом монастырей, но в первую очередь – со становлением общеевропейской традиции паломничеств в Сантьяго-де-Компостела и поклонения реликвиям святых в целом. Необходимость увеличить вместительность храмов, распределить в церковном интерьере разные категории верующих, организовать свободный доступ к чтимым мощам, обеспечить возможность ежедневного богослужения у нескольких алтарей становится движущей силой развития архитектурного типа сводчатой базилики.

Романская скульптура Франции. 2.04

Появление масштабных сводчатых церковных построек диктует новые законы их монументального декора. Речь на лекции пойдет о становлении монументальной скульптуры, поисках ее истоков в искусстве малых форм (книжной миниатюре, резьбе по слоновой кости), структуре перспективного портала, декоре капителей колонн и истоках романской скульптурной формы, более чем на пятьсот лет отделенной от последних примеров монументальной скульптуры Древнего Рима.

Романская архитектура Италии и Германии. 9.04

Архитектура территорий, подвластных императору Священной Римской империи или папе, представляет собой сложный комплекс разных традиций. На лекции мы поговорим о многообразии традиций в разных регионах: от наследства империи Карла и оттоновской эпохи на территории современной Германии и Северной Италии до экспансии веками не менявшегося римского образца раннехристианской базилики на юг от Рима, от Монтекассино вплоть до норманнской Сицилии.

Романская скульптура Италии 16.04

Разнообразие архитектурных типов итальянских романских построек диктует и разнообразие их монументального декора. На лекции мы поговорим о сочетании античной традиции и заальпийских форм в Северной Италии, о формировании антикизирующей школы скульптуры при дворе императора Фридриха II, о сочетании фигуративной скульптуры с декоративными облицовочными техниками в Риме и на юге Аппенинского полуострова, связи между романской скульптурной традицией и искусством Проторенессанса.

Стоимость билетов на лекцию в зале музея:
Лекционный билет – 400 руб.
Льготный лекционный билет – 200 руб.
Билеты поступают в продажу в день лекции, за час до начала.
 
Абонементы на лекции не предусмотрены. Посетить лекции можно по разовому билету.
 
Дополнительную информацию о работе лектория можно получить по телефону: +74956971306