Даниэль Сальвадор собрал сочинения классиков минимализма и мало известных в России, но очень ярких композиторов со всей Европы.

7 апреля в Кафедральном соборе св. Петра и Павла пройдет цикла Голоса Вселенной: орган XXI века. На вечере выступит титулярный органист Папской Базилики св. Михаила в МадридеДаниэль Сальвадор, орган (Испания).

Фонд Collegium Musicum продолжает беспрецедентный по масштабу проект, в котором звучит органная музыка классиков XX века и современных авторов.  Идеей четвертого концерта стала медитация: Даниэль Сальвадор собрал сочинения классиков минимализма и мало известных в России, но очень ярких композиторов со всей Европы. Помимо стилистического родства их объединяет время создания — все они написаны в конце 1970 – начале 1980-х годов.

Минимализм уже несколько десятилетий остается одним из самых популярных направлений современной музыки: его ценят в строгих академических кругах и обожают люди с самыми разными вкусами. Без него просто невозможно представить сегодняшнюю музыкальную реальность. Но кажется, что орган и минимализм — явления из абсолютно разных музыкальных вселенных. Испанский органист Даниэль Сальвадор убедительно доказывает, что это не так.

Ключевые фигуры программы — корифеи минимализма американцы Филип Гласс и Джон Кейдж, а также эстонский композитор Арво Пярт, чей авторский метод tintinnabuli стал одним из самых узнаваемых в мире и сделал Пярта самым исполняемым композиторов планеты. Но если такие шедевры, как «Зеркало в зеркале» или Tabula rasa, часто звучат в России, но органная музыка Пярта известна скорее знатокам. В концерте будут исполнены органная месса Annum per annum и пьеса Pari Intervallo, в которых Пярт опирается на музыкальную практику Средневековья, где орган играл важную роль.

На музыке американских минималистов вырос Ховард Скемптон, крупный английский композитор и пианист. Как и Пярт, он пошел путем максимального упрощения музыкального языка, а в центр внимания поставил мелодию. Также в программу вошли сочинения Джайлса Суэйна, Томаса Оберга, Герберта Аугустссона, а также Микаэла Таривердиева. И хотя Таривердиев не относится к минималистам, знаменитая лирическая «Ария» из его органного концерта «Кассандра» (1984) придает объем эпохе конца 1970-х – начала 1980-х и дает яркое впечатление о том, как в это время композиторы писали для органа в нашей стране.

В программе:

Арво Пярт (р. 1935). Annum per annum («Год за годом»)

Ховард Скемптон (р. 1947). Recessional («Стих Повечерия»)

Томас Оберг (р. 1952). «Ноктюрн»

Арво Пярт. Pari Intervallo («На равном расстоянии»)

Микаэла Таривердиев (1931–1996). «Ария» из органного концерта «Кассандра»

Герберт Аугустссон (1926–2017). Vígsla («Инаугурация»)

Филип Гласс (р. 1937). Mad Rush («Безумный порыв»)

Джон Кейдж (1912–1992). Souvenir («Сувенир»)

Джайлс Суэйн (р. 1946). Riff-raff

Начало в 20:00

Билеты