Вместе с экспозицией открылись и новые территории Парка Малевича: теперь прогулку можно начать с новой входной зоны с детскими и спортивными площадками со стороны поселка Ромашково.
17 июля 2024 года в подмосковном Парке Малевича открывается новый экспозиционный маршрут, представляющий произведения современных российских авторов. Проект реализован при поддержке Третьяковской Галереи, Министерства культуры и туризма Московской области и Московской областной дирекции по развитию парков. В экспозицию вошли девять новых объектов, созданных художниками Аллой Урбан, Александром Константиновым и творческим дуэтом «МишМаш». Все арт-объекты объединены кураторским маршрутом, где авторы переосмысляют традиции пейзажных парков эпохи романтизма. Вместе с экспозицией открываются и новые территории Парка Малевича: теперь прогулку можно будет начать с новой входной зоны с кафе, детскими и спортивными площадками со стороны поселка Ромашково.
Экспозиция продолжает серию партнерских проектов Московской области и крупнейших культурных институций России. Первая часть экспозиции была запущена осенью 2022 года: парк наполнили объекты Франциско Инфанте-Арана, Вячеслава Колейчука, Леонида Тишкова, Аристарха Чернышева и Игоря Шелковского. В 2023 году к ним присоединились работы Аллы Урбан, Александра Константинова и Романа Ермакова. Проект 2022-2023 годов раскрывал связь места с ключевой фигурой искусства XX века — Казимиром Малевичем — и рассказывал об идеях и философии русского авангарда и его роли в творчестве современных художников.
Новая экспозиция уделяет ключевое внимание взаимоотношению природных ландшафтов, традиций садово-паркового искусства и современного паблик-арта. Новый маршрут «Малевич в лесу» продолжает осваивать территории парка с помощью современного искусства. Кураторы рассказывают о традиции художественного осмысления природных ландшафтов, пришедшей в Россию вместе с эпохой романтизма в конце XVIII – начале XIX века. Таким образом современный паблик-арт в Парке Малевича становится наследником философии садово-паркового искусства.
«Центральный лесной Оракул» и серия из шести арт-объектов «Субтитры» авторства «МишМаш», а также «Хоровод» Аллы Урбан придуманы и реализованы специально для парка с учетом особенностей ландшафта и своеобразия пространства. «Акведук» Александра Константинова, созданный автором в 2008 году для частного парка, впервые предстанет перед российским зрителем. Маршрут «Малевич в лесу» также включает «Встречу» Аллы Урбан и «Цветные деревья» Александра Константинова, расположенные в глубине парка. Кураторами проекта выступили Ксения Новохатько и Ирина Горлова.
Ксения Новохатько, сокуратор проекта: «Новая территория парка сильно отличается от основной части — и рельефом, и растительностью. Тут гораздо светлее, лес хорошо просматривается, ландшафт прорезает живописный овраг, а плавные изгибы тропинок постоянно открывают новые виды и перспективы. Именно особенности леса в этой части парка и навели нас на мысль обратится к традициям романтического пейзажного парка, где редкие объекты и павильоны помогают человеку по-настоящему увидеть природу, впустить ее внутрь своего ощущения момента. Арт-объекты, созданные специально для Парка Малевича, заняли место традиционных парковых беседок, скульптур, руин, не повторяя их, но наглядно показывая, что современное искусство может быть удивительно деликатным и лиричным, а природа остается постоянным собеседником художников и в XXI веке».
Ирина Горлова, сокуратор проекта: «Мы знаем, как трепетно относятся к Ромашковскому лесу старожилы и местные жители, и потому с самого начала проекта в 2022 году руководствовались принципами деликатной интеграции арт-объектов в пространство парка, выбирая инсталляции, способные в определенном смысле раствориться в природном ландшафте. Мы стремимся создавать дружелюбное пространство, объединяющее современное искусство и природу, наполненное не столько знанием, сколько эмоциями, выбираем объекты и инсталляции, которые интуитивно понятны и неподготовленным зрителям. Главное быть открытыми к этой встрече».
«Субтитры» группы «МишМаш» — серия фантазийных работ, которые внезапно возникают на протяжении всего маршрута. Это странные парадоксальные надписи, комментирующие природный ландшафт парка, как субтитры комментируют происходящее на экране в кино. Неожиданное появление слов в природной среде отсылает также к традиции парков эпохи романтизма, в которых часто использовались поэтические надписи.
«Хоровод» Аллы Урбан — это восемь конусов, которые художница ассоциирует и с юбками крестьянок с картины Казимира Малевича «Девушки в поле» (1928-29) из Русского музея, и с рупорами, принимающими сигналы с небес.
Вот как сама художница говорит о своей работе: «Наше зрение все собирает в конусы: небо, лес, поля, снежинки, летящие на лобовое стекло, капли дождя. Если смотреть в небо, то и окружающие деревья собираются в конусы. Такова природа зрения. Может быть, это происходит потому, что все вокруг имеет свой голос, а зрение подсказывает, что надо прислушаться к этому голосу. Конус — рупор, несущий нам сообщение».
Интерактивный объект «Центральный лесной Оракул» дуэта «МишМаш» — это «общественно полезный прибор индивидуального пользования», помогающий находить ответы на сокровенные вопросы, которые могут возникнуть во время прогулки по парку. Отсылая к романтике космоса и стилистике 1960-х годов, «Оракул» одновременно вызывает ассоциации и с яркими «шутихами», которыми славились барочные парки.
«Акведук» Александра Константинова, чьи «Цветные деревья» уже хорошо знакомы посетителям парка, — объемная гравюра, пронизанная воздухом и светом. Словно воспоминание об античных водоводах или любимых романтическими парками руинах.
Для посетителей парка доступен бесплатный аудиогид «Малевич в лесу», созданный на платформе izi.TRAVEL. Маршрут прогулки озвучивает куратор экспозиции Ирина Горлова. Проект объединяет и комментирует объекты, осмысляя наследие пейзажных парков и фантазий романтизма.
Парк Малевича — открывшаяся в декабре 2020 года площадка для длительного экспонирования средового искусства и паблик-арта XX-XXI вв. Расположенный в Одинцовском районе недалеко от Барвихи и Немчиновки, он является оммажем основателю супрематизма. Казимир Малевич часто бывал в этих местах, где жил у родителей своей второй супруги.