Экспозиция в Галерее на Шаболовке, как всегда в проектах Чернова, выстраивается так, что общий план напоминает объёмный ребус. И таким образом, зритель тоже играет, по-своему интерпретируя замысел художника.
23 января в Галерее на Шаболовке Объединения «Выставочные залы Москвы» откроется персональная выставка Сергея Чернова, которая погрузит зрителя в мир современной интерпретации идей русского космизма и авангарда.
Художник и скульптор трёхмерного пространства Сергей Чернов давно занимается поиском симбиоза архаичных образов и современных радикальных форм, вновь и вновь обращаясь к мифологемам Русского авангарда. Это часто происходит в формате Игры, некоего взаимодействия с природой, живыми и неживыми объектами, местами силы, топография которых напрямую связана со знаковыми событиями из истории авангарда, создается своеобразный вымышленный дискурс.
Вот, что говорит художник: «Тема выбрана не случайно, довольно долгое время я нахожусь в процессе непрерывного диалога с модернистской традицией ХХ века. Но Русский авангард для меня нечто большее — это культурный феномен, всегда означающий поиск новой национальной идентичности и прежде всего, — исключительный модус художественного конструирования. Актуальность исторического Авангарда особенно отчётливо просматривается именно сейчас, когда культура обнажает неожиданные свои пласты, сокрытые ранее смыслы и значения».
Местом силы, «обнажающим неожиданные пласты смыслов», для автора проекта уже более трёх десятилетий является район Шаболовки и прилегающих окрестностей. Здесь он живёт, здесь, «под сенью Шуховой башни», рождаются образы, отсылающие к идеям первых русских космистов; здесь он работает, воплощая парадоксально красивые утопичные идеи, ещё пока не отлитые в свои формы.
В выставочных проектах Сергея Чернова часто обыгрываются исторические нарративы: от прошлого к гипотетическому будущему. Например, Э. Лисицкий считал, что супрематизм способен преодолеть земное тяготение и придумал проект летающих городов, а К. Малевич вычертил так называемые «планиты» — космические аппараты-архитектоны для колонизации других планет.
Экспозиция в Галерее на Шаболовке, как всегда в проектах Чернова, выстраивается так, что общий план напоминает объёмный ребус. И таким образом, зритель тоже играет, по-своему интерпретируя замысел художника.
Как пишут кураторы проекта: «Современный художник, обращающийся к этому наследию, оказывается перед сложным выбором — либо создать оммаж, буквально выразить почтение мастерам прошлого, продолжив намеченные некогда линии, либо попытаться освободиться от давления авторитетов в поиске оригинальных концепций и выразительных средств. Сергей Чернов в своем творчестве находит особенный, поэтический путь исследования русского авангарда».
Основной идейный посыл объектов и инсталляций из серии «Играя в авангард» заключается в ироническом корреспондировании с историческим авангардом и, прежде всего — русским. Когда-то авангардное движение стало закономерной реакцией на быстроменяющийся мир. Человечество сделало гигантский рывок, начиналась Космическая эра. Потребность в новой художественной эстетике, языках, идеях была не просто насущной, вырабатывались главные принципы Искусства Будущего. И вклад Русского авангарда во всемирное культурное наследие должен быть оценён по достоинству.
Супрематические скворечники, космические модули-архитектоны, супрематические бюсты античных героев, русская печь, которая представляется как первый в мире супремус-объект («Печь-портал») и тому подобное, — выполняются художником в уникальной авторской технике «гибридного смешивания» — совмещения несовместимых в реальности форм и смыслов с последующим их погружением в актуальный контекст.