На выставке представлено около 70 работ художника.
21 февраля – 16 марта 2025
16+
Выставка «Художественные миры Артура Фонвизина», организованная Государственным музеем А. С. Пушкина, Ассоциацией искусствоведов России, Галереей ГРОСart и коллекционером Сергеем Александровым, показывает произведения известного мастера акварели Артура Владимировича Фонвизина (1883–1973) из частных собраний и фондов музея. В основу выставки, на которой представлено около 70 работ художника, легло одно из лучших частных собраний акварелей и рисунков Фонвизина московского коллекционера Сергея Александрова. В экспозицию включены также редкие архивные материалы и мемориальные предметы из собрания семьи художника. Большинство экспонатов демонстрируются впервые.
Выставка дает возможность составить всестороннее представление о личности и творчестве художника, определить его эстетическое кредо. Посетители увидят портреты и автопортреты, натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, и, конечно, цветы, которые образуют отдельную программную тему в творчестве мастера – виртуозного акварелиста. В этой очень сложной технике изобразительного искусства он достиг подлинного эстетического совершенства. Акварели Фонвизина поражают артистической свободой и неуловимым превращением произвольной красочной стихии в выразительный художественный образ. Авторский стиль художника связан с романтическим восприятием окружающего мира и основан на богатом арсенале формальных приемов и средств, включающих мастерское владение акварельной заливкой и штриховой линией. Жизнерадостность звучного многоцветия в сочетании с изысканностью колорита, экспрессия цветового пятна и линейного очерка, поэтическая «незаконченность» творческого высказывания, – все это придает его произведениям ни с чем не сравнимое очарование и изысканность.
В специально изданном к проекту каталоге впервые публикуется хроника жизни и творчества мастера, основанная на ранее не известных материалах из фондов отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.
Сергей Александров, коллекционер, консультант-эксперт АИС:
«С акварели Артура Фонвизина «Портрет девушки в красном» (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Никогда ранее не помышлявший о серьезном коллекционировании, я буквально с первого взгляда влюбился в эту работу и ее автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с непередаваемым словами волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, и в дальнейшем во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом всей моей жизни».
Бодрое и оптимистичное искусство Фонвизина отличается широким тематическим и жанровым диапазоном, в котором не последнюю роль играет портретный жанр. В галерее созданных им портретов излюбленными моделями выступают оперные певицы, балетные танцовщицы, артисты драматических театров. Здесь есть и запоминающиеся образы героинь в сценических костюмах («Портрет балерины Люции Юмашевой», 1949; «Портрет Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой», 1960–1962), и портреты корифеев сцены, написанные в приватной обстановке («Портрет оперной певицы Марии Максаковой», конец 1940-х). Особый раздел в портретной галерее Фонвизина образуют члены семьи художника и автопортреты: кстати, впервые выставляются «Портрет жены с сыном», начало 1940-х и «Автопортрет», 1930-е годы.
В типизированных и конкретных образах современниц мастера привлекает естественная красота, обаяние и непосредственность в поведении его героинь («Портрет девушки в красном», 1955; «Женский портрет», 1950-е; «Портрет Аллы Беляковой», 1959). Трогательны и беззащитны модели на его работах в жанре ню («В бассейне», 1933; «Обнаженная», 1950).
В акварельную стихию Артура Фонвизина органично входят натюрморты и пейзажи. Художник очарован цветами. Соединенные в букеты, пышные или скромные, яркие или неброские. В их изображении он демонстрирует владение богатейшим художественным инструментарием, позволяющим создавать искрометно разнообразные красочные композиции («Букет», 1943; «Натюрморт с розами»,1955).
Артур Фонвизин – автор многочисленных сюжетных композиций, образующих тематические серии. Особым вдохновением и мажорным настроением охвачены его работы, посвященные цирку («Мисс Адельфина», «Наездница с хлыстом», обе – 1930-е; «Выход на поклон», 1945; «На арене», 1950; «Дрессировщик», 1950-е). Блестящим импровизационным даром выделяется серия «Наездники», исполненная мастером с отсылкой к традиции «культуры парадного выезда». В неисчерпаемых красочных фантазиях на эту тему возникают его отчасти эфемерные, но горделиво гарцующие амазонки в лиловом и сером одеяниях или с белым плюмажем и в черных костюмах.
Талант художника – романтика, мечтателя и фантазера – своеобразно преломляется и в области книжной иллюстрации, будь то его обращение к русской классической литературе («Евгений Онегин», 1942) или к произведениям немецких писателей («Романтическая повесть», 1934–1935).
Богатые художественные миры Артура Фонвизина – к какому бы жанру он ни обращался – всегда оставались светлыми, радостными, нередко даже праздничными, излучающими неиссякаемую жизненную силу и энергию этого выдающегося художника.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ:
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате
Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.).
Проезд: станция метро «Смоленская»
www.pushkinmuseum.ru
Часы работы: с 10.00 до 18.00;
четверг – с 13.00 до 21.00;
понедельник, вторник – выходные дни