14 марта в 16:00 в Доме-музее К.С. Станиславского состоится торжественное открытие выставки.

14 марта в 16:00 в Доме-музее К.С. Станиславского состоится торжественное открытие выставки «Качалов – Чацкий. Грибоедов «Горе от ума»», посвященное 200-летию комедии и 230-летию А.С. Грибоедова.

Откроет выставку театральное представление по мотивам пьесы, подготовленное студентами 4 курса театрального колледжа имени Л.А. Филатова, в постановке режиссера П.Э. Ващилина.

Директор Музея МХАТ Павел Ващилин отметил важность пьесы для театрального мира: «Долгое время сразу после выхода пьесы театральные труппы  набирались  под «Горе от ума»: считалось, что состав актёров, между которыми хорошо распределяются грибоедовские роли, может играть весь театральный репертуар. В связи с ее большой популярностью в то время появилось много пародий,  фельетонов  и крылатые фразы пошли в народ и цитируются по сей день! Можно сказать, что эта пьеса на века!».

Комедия «Горе от ума» считается вершиной драматургии и поэзии. Яркий афористический стиль способствовал тому, что она вся разошлась на цитаты. Герой пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова – Чацкий стал особенным в репертуаре В.И. Качалова. Ему посчастливилось исполнять эту роль 33 года.

Впервые «Горе от ума» в МХТ сыграли в 1906 году. К.С. Станиславскому и Вл.И. Немировичу-Данченко показалась интересной задача, как алгеброй гармонию, поверить психологическим театром одну из самых репертуарных пьес русской сцены. Та первая постановка была лишена откровенно сатирического взгляда, скорее она старалась воспроизвести давно уже канувший в Лету мир старой Москвы, поэтически и при этом исторически достоверно показать человеческие типажи. По свидетельству Н.Е. Эфроса В.И. Качалов, говоря о той первой постановке, сказал: «Так ничего и не вышло».

В восстановлении спектакля 1914 года, постановка обрела не только новые декорации М.В. Добужинского, но и новое дыхание, хотя сохраняла большинство прежних исполнителей и прежний рисунок мизансцен. Принципиальнее и мягче стал Чацкий В.И. Качалова, юношу-поэта из спектакля 1906 года сменил незаурядный молодой философ.

Возобновление спектакля 1924 года отличалось чёткостью задач идейного характера. Чацкого репетировали, а потом играли М.И. Прудкин и Ю.А. Завадский. В.И. Качалов играл Репетилова, взяв в качестве «зерна»: болтливость, пустозвонство и  легкомыслие. Но, как тонко подметил К.С. Станиславский, что, работая над ролью Репетилова, В.И. Качалов был больше увлечен ролью Чацкого.

Как это часто случается в театре наступил неожиданно такой день, когда В.И. Качалову вновь пришлось играть Чацкого. Разумеется, что в «третьем» Чацком не мог не отразиться жизненный опыт, приобретенный за эти годы В.И. Качаловым. В новом Чацком он был строже, беспощаднее к порокам фамусовского общества, и в то же время он был гораздо оптимистичнее.

В 1938 году к  40-летнему юбилею театра решили заново поставить «Горе от ума».

Вл.И. Немирович-Данченко предложил В.И. Качалову сыграть Чацкого в дни юбилея театра Чацкого. В.И. Качалов сомневался в своих физических силах,  ему было за шестьдесят, и это обстоятельство в спектакле никак нельзя было обойти.

В.И. Качалов чувствовал огромную ответственность своего нового выступления в роли Чацкого. Решившись, он с новым увлечением отдался работе над дорогим ему образом. Актёр использовал в гриме портретные черты А.С. Грибоедова.

30 октября 1938 года Качалов сыграл своего нового Чацкого. Эта роль стала последней в его карьере.

Во время подготовки выставки кураторы решили сделать акцент на жанр  пьесы «Горе от ума» – комедия.  В.И. Качалов всегда подчёркивал, что юмор всегда был присущ Московскому Художественному театру, поэтому на выставке будет возможность вспомнить великие цитаты из комедии и от души посмеяться над выдержками из школьных сочинений.

Также на выставке будут представлены эскизы декораций и костюмов, портреты, фотографии, архивные документы, мебель, предметы бутафории, воспоминания современников и много вдохновенных поэтических строк из комедии «Горе от ума» в исполнении В.И. Качалова.

Выставка продлится до 8 июня.