Яндекс Путешествия и Центр исследования малых городов изучили тренды отдыха среди туристов 18-35 лет в 2025 году.
ФОТО: Агата Карасёва
Москва, Петербург и Сочи прочно закрепились как главные направления для путешествий молодежи по России. Но на фоне привычных точек на карте стал заметен новый тренд на эмоциональный, личный туризм — посещение малых городов и не столь «хрестоматийных» локаций, как сочинские пляжи, Красная площадь или Эрмитаж. Эта тенденция отчётливо прослеживается среди молодежи: по данным исследования, проведённого этим летом Яндекс Путешествиями и Центром исследования малых городов, 76,5% молодёжи при планировании отпуска рассматривает для отдыха небольшие города, такие как Плёс, Сортавала, Зеленоградск, Переславль-Залесский или Мышкин. Молодые путешественники стремятся сменить обстановку, побыть наедине с природой, интересуются историей места, культурными событиями и фестивалями, необычной архитектурой и локальной кухней. А каждый третий опрошенный (32,9%) потенциально готов даже переехать в маленький город, если там будет комфортно, экологично и спокойно.
Нюансы исследования:
▶ Яндекс Путешествия и Центр исследования малых городов провели летом 2025 года опрос, посвящённый туристическим предпочтениям россиян в возрасте от 18 до 35 лет. В нём участвовало более 1 500 респондентов — из Москвы, Петербурга, Уфы, Волгограда, Екатеринбурга, Краснодара, Новосибирска, Владивостока и других городов.
▶ Дополнил результаты опроса анализ данных первой половины 2025 года по бронированиям отелей, апартаментов и других средств размещения на сервисе Яндекс Путешествий в России, в том числе этой возрастной группой.
▶ К малым городам в исследовании отнесены населённые пункты с официальным статусом города и численностью жителей менее 50 000 человек.
Ключевые выводы:
Предварительное планирование поездки
Топ-5 направлений формируют устойчивый, многолетний и понятный тренд на путешествия — это Москва (в столице за последние 3 года побывало 51,70% опрошенной молодёжи), Санкт-Петербург (39,80%), Сочи (29,40%), Казань (21,10%) и Краснодар (17,60%). Но на этом фоне растёт интерес к нестандартным маршрутам и точкам на карте — и к нему важно прислушиваться и исследовать его детально.
Три четверти (76,5%) молодых путешественников интересуются малыми городами: 30,00% опрошенных рассматривают такие локации в обязательном порядке, а 46,5% — если конкретное направление для них интересно. Причём тренд заметно усиливается год от года: в первой половине 2025-го молодые путешественники забронировали на 42% больше отелей и апартаментов в малых городах, чем за аналогичный период 2024-го.
Главные мотиваторы для подобных поездок — смена обстановки (59,40%), единение с природой (41,40%), приглашение друзей или родственников (37,50%), а также архитектура (35,40%). К примеру, Сортавала известна своим карело-финским модерном, а Суздаль — образчиками древнерусской архитектуры и усадебного зодчества. Кроме того, путешественники отправляются в малые города ради любопытного события или фестиваля (22,50%), чтобы узнать больше об истории города (21,70%) или посетить место, связанное с известным человеком (17,30%). Например, в Плёс едут, чтобы узнать больше о жизни Исаака Левитана, Ильи Репина и Фёдора Шаляпина, а в Мышкин — ради того, чтобы глубже понять Дмитрия Лихачёва.
Направления и организация в деталях
Выбирая, куда поехать, молодые путешественники действуют рационально. Они изучают соцсети (62,70%), ищут информацию в поисковиках (62,10%), читают блоги и тревел-сайты (32,5%), прислушиваются к рекомендациям знакомых (31,30%) и следят за тем, что предлагают платформы и сервисы бронирования (30,90%). Обзоры на видеохостингах смотрит 13,00% опрошенных.
При этом эмоциональному решению (например, поехать куда-то из-за того, что город «завирусился» в соцсетях) подвержены лишь 13,4% опрошенных, 34,00% следовали «вирусным» маршрутам всего пару раз, 49,80% опрошенных отмечают, что для них это совсем неважно.
Самый частый сценарий посещения малых городов — короткие поездки на 1–2 дня. При этом 83% тех, кто уже побывал в малых городах, остались довольны путешествием («полностью доволен» — 41,90%, «скорее доволен» — 41,10%).
Подавляющее число участников опроса (78,2%) сообщили, что готовы потратить на поездку в малый город до 10 000 рублей в день — эта сумма предполагает все основные траты на одного человека: проживание, питание, транспорт, развлечения. По данным аналитики сервиса Яндекс Путешествий, фактическая средняя цена за ночь в малых городах у молодых туристов составляет 7 239 руб. в сутки.
Что молодёжь ценит в малых городах
По словам опрошенных, в своих в соцсетях из путешествий молодёжь чаще всего делится видами природы (45,10%), снимками архитектуры (18,60%), необычных арт-объектов или мест (14,80%), а также фотографиями еды и интерьерами кафе (13,60%). Селфи или портреты постят 7,90%.