Иногда со столь экстренно нужной службой возникают проблемы. Чтобы их не было, надо знать права и обязанности, как службы скорой помощи, так и ваши, как пациента.

Для начала разберемся в понятиях.

Есть «Скорая помощь». Она выезжает только туда, где есть угроза жизни. Например, инсульты, инфаркты, сильная боль в животе (подозрение на аппендицит), переломы, острое отравление, сильная аллергическая реакция, не купируемый приступ удушья и т.п. У «скорой» — свои подстанции в районах города, чтобы доезжать до точки как можно быстрее. Звонок по телефону «03».

Есть «неотложка». Выезжает в том случае, когда нет опасности для жизни, а на лицо, допустим, обострение хронических заболеваний. Например, головокружение и слабость, повышенная температура при ОРВИ, повышенное или пониженное давление, грипп, боль в спине, мигрень и т.п. Эта служба — при районной поликлинике. Звонить можно по «03» — ваш вызов направят в неотложку, либо сразу набирайте номер отделений круглосуточной неотложной помощи.

Права и обязанности «Скорой»

  • Выслать машину по вызову

Диспетчер обязан принять вызов, и отправить к пациенту бригаду скорой. Отказ неправомерен, ведь в случае гибели больного, он может расцениваться как уголовное преступление — «отказ в оказании медицинской помощи» (ст. 124 УК РФ), «оставление в опасности» (ст. 125 УК РФ).

Если вам отказали, попробуйте еще раз набрать 03 и пообщаться с другим диспетчером. Отказывают все, ссылаясь на возраст, на состояние, не требующее помощи, звоните главному врачу станции или дежурному администратору. Можно также позвонить в «02», полиция свяжется с диспетчером и напомнит о возможной ответственности вплоть до уголовной. Можно написать и жалобу, в которой надо указать время, дату обращения, ФИО больного и адрес выезда. Запоминайте так же номер диспетчера, который он произносит в начале разговора. И помните, что разговоры записываются, это тоже может пригодиться в случае разбирательств.

  • Вовремя приехать

Согласно ст. 18 Порядка оказания скорой медицинской помощи, подстанции СМП организуются с расчетом 20-минутной транспортной доступности. То есть и приезжать помощь должна максимум в течение 20 минут после поступления вызова. Правда, нормативы времени зависят от региона, населенности и т.д. Но на российских дорогах еще и проблемы есть — пробки. Так что если бригады нет больше 30 минут, еще раз наберите «03» и уточните, где машина. Если окажется, что машину не выслали, посчитав случай неопасным, напомните о наказании.

  • Оказывать помощь бесплатно

Статья 3 3. Порядка оказания скорой медицинской помощи говорит о том, что «Скорая медицинская помощь гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на ее территории, оказывается бесплатно». То есть неважно, есть ли у человека полис, имеет ли он гражданство России. Если с вас требуют деньги за лекарство, доставку в лучшую больницу, да и просто за осмотр, намекая, что у вас нет полиса (гражданства, постоянной регистрации) — звоните в присутствии докторов главврачу Станции или дежурному врачу (см. телефоны ниже).

Права и обязанности пациента

  • Правильно выбирать службу, которая окажет вам помощь

Загружать линию «03», если у вас только-только поднялась температура до 38 градусов, и нет никаких других страшных симптомов, не стоит. Бригада приедет, померяет температуру, даст обычный жаропонижающий препарат и сообщит о вас в поликлинику. А в этом время у кого-то, возможно, идет борьба за жизнь, но нет свободных бригад. Так что вам лучше вызвать неотложку, которая должна приехать в течение часа. Если у вас или у близкого человека, для которого вы вызываете бригаду, не очень сложная травма (не открытый перелом, нет быстрой потери крови, нет болевого шока и т.п.), обратитесь в травмпункт по месту жительства, не надо превращать «скорую» помощь в такси. Если у вас есть возможность доехать до ближайшей больницы самостоятельно, сделайте это, в любом стационаре могут оказать первую помощь, а при необходимости еще и госпитализировать.

А можно просто проконсультироваться у доктора, для этого есть телефон Врачебно-консультативного пульта. Там вам дадут необходимые советы, подскажут, как облегчить состояние больного и есть ли смысл вызывать «Скорую помощь». Консультация бесплатна (см. телефоны ниже).

  • Четко сообщать информацию

Быстро и четко сообщайте информацию, которая может понадобиться диспетчеру для принятия решения и отправки к вам бригады. Ответы на эти вопросы помогут выбрать правильную бригаду в зависимости от симптомов (кардиологическую, педиатрическую, психиатрическую, гинекологическую, неврологическую и т. д.), быстро доехать машине до места.

  • пол и возраст больного;
  • что и когда произошло;
  • какие признаки вас насторожили, почему вы решили вызвать «скорую»;
  • что уже было предпринято для оказания первой помощи;
  • адрес, где находится больной (как удобнее подъехать, номер кода на двери, подъезд и этаж).
  • Соглашаться или не соглашаться на госпитализацию

Иногда лучше перестраховаться, съездить в стационар и сдать анализы, чтобы выяснить причину и искоренить ее. Хотя, вы имеете полное право от госпитализации отказаться. Вам постараются объяснить, почему вас хотят отвести в больницу, насколько опасно заболевание. При отказе вы должны расписаться в карте вызова об отказе от госпитализации. Далее возможны следующие варианты: или «скорая» оставляет за вами наблюдение и через три часа к вам вновь приедет бригада, либо о вас сообщат в поликлинику, обслуживающую дом, и к вам придет участковый врач.

  • Отстаивать свои права

Если качество работы сотрудников «Скорой помощи» вас не устроило, для начала стоит позвонить главному врачу или дежурному администратору Станции. Если дело не решается, можно написать письменную жалобу и отнести ее в Министерство здравоохранения и социального развития РФ. Обязательно спрашивайте фамилии и имена тех, кто вам не угодил. Если из-за возникших проблем наступили тяжкие последствия для здоровья, сообщите об этом своему адвокату (если он у вас есть), в прокуратуру по месту нахождения станции «Скорой помощи» или по месту совершения правонарушения с заявлением о возбуждении уголовного дела. 

Важные телефоны

Московская Станция скорой и неотложной медицинской помощи города Москвы им. А.С. Пучкова

  • Главный врач Станции (секретарь), после 16.00  дежурный администратор Станции

тел. (495) 632-96-70

  • Врачебно-консультативный пульт 

тел. (495) 628-00-03

  • Дежурный врач-педиатр

тел. (495) 632-96-80

  • Справка о госпитализации больных:

в течение суток — тел. (499) 445-57-66; за прошедшие сутки и более  тел. (499) 445-01-02, (499) 445-02-13

  • Акушерско-гинекологическая помощь

тел. (495) 681-00-60

  • Психиатрическая помощь

тел. (495) 625-31-01

  • Глазная скорая помощь

тел. (495) 699-61-28

  • Глазная скорая помощь (детская)

тел. (495) 237-19-71

  • Стоматологическая помощь

тел. (495) 952-75-64

  • Стоматологическая помощь (детская)

тел. (499) 148-55-22

«Горячие линии» Дирекций по обеспечению деятельности государственных учреждения здравоохранения города Москвы по округам

  • ЦАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 959-38-86

  • САО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 946-11-09

  • СВАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 610-31-04

  • ВАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 368-02-11

  • ЮВАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 177-22-00

  • ЮАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 318-00-11

  • ЮЗАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 124-45-47

  • ЗАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 435-03-97

  • СЗАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (495) 491-87-74

  • ЗелАО

Дежурный (круглосуточно): тел. (499) 735-54-49, тел./факс (499) 734-11-91

  • ТиНАО

(499) 251-89-00