Первой, экспериментальной, столичной магистралью, на которой появится специальная полоса, предназначенная только для общественного транспорта, станет Волоколамское шоссе. По оценкам специалистов, это даст возможность почти вдвое увеличить скорость движения автобусов и троллейбусов - с 14 до 30 километров в час.

Волоколамское шоссе выбрали для эксперимента не случайно: движение общественного транспорта, следующего из Митино и Красногорска к метро "Тушинская" здесь особенно интенсивное – почти 20 автобусных маршрутов! Так что на этой магистрали и без нововведений правая полоса занята исключительно автобусами – по-другому не получается.

Откуда же, по мнению авторов проекта, возьмется "лишняя" полоса на вечно забитых московских дорогах? Пока придумали три варианта. Первый - отдать общественному транспорту правую полосу. Но в этом случае возникает три вопроса: где частным автомобилям парковаться, как высаживать пассажиров и каким образом поворачивать направо?

Второй вариант – взять на вооружение опыт некоторых азиатских стран, выделяющих автобусам полосы в центре магистрали. Но такое решение потребует глобальной перестройки существующих дорог и соответствующих изменений в правилах дорожного движения. Ведь пассажирам нужно будет как-то попадать на остановки - а значит, понадобятся обширные посадочные площадки и подземные переходы, связывающие их с тротуарами.

Третий вариант уже опробовали в Европе. Речь идет о сужении полос для автомобилей с 3,75 метров до 3 или 2,7 метра. Освободившегося пространства как раз хватит под еще одну, дополнительную полосу. Однако сужение полос потребует снижения скорости.

Кроме теоретического аспекта есть еще и практический: удалые москвичи периодически пытаются объехать пробки даже по встречной. Каким же образом их планируют удерживать от езды по «автобусной» полосе – особенно, если она пустая, а все остальные – стоят намертво.

Немецкий вариант: специальная разметка, камеры, фиксирующие нарушения правил и соответствующие штрафы. Тогда желающих прокатиться по автобусной полосе будет по-меньше.

Парижский вариант - конструкции наподобие "лежачих полицейских" отделяют общественную полосу от "личной". Впрочем, если наших водителей и это не остановит – возможен и азиатский вариант с настоящими заборами.

На экспериментальной Волоколамке опробуют все три варианта "защиты". Так, у станции метро "Тушинская" наверняка придется поставить "забор" – иначе выделенную полосу от паркующихся машин не защитить.

Следующие на очереди - Ленинский и Ленинградский проспекты. На последнем - самом тяжелым с точки зрения трафика – одновременно с выделением полос придется строить парковки, чтобы автомобили не оставляли на обочинах.

По результатам эксперимента департамент транспорта и связи города Москвы определит, насколько выделенные для общественного транспорта полосы улучшают обстановку на дорогах и примет решение, стоит ли вводить эту практику на других магистралях.