В ближайшие 10 лет окрестности столицы опутает сеть мини-метро и скоростных трамвайных линий. Этот проект правительство МО утвердило еще несколько лет назад. Сейчас специалисты готовятся к ее воплощению. Новая транспортная сеть призвана разгрузить электрички и упростить передвижение между подмосковными городами и весями.

Кстати, идея общественного транспорта, который бы надежно связал между собой, минуя Москву, города Подмосковья, впервые возникла еще в 1964 году. Тогда градостроители решили ограничиться Большой Московской Окружной железной дорогой и сетью автодорог.

Сегодня пригородные электрички, маршрутки и автобусы не выдерживают обрушившихся на них нагрузок. Автобусы часами стоят в пробках при въезде и выезде из столицы. Электрички в час пик забиты битком. Организация железнодорожных экспрессов повышенной комфортности не сильно улучшает ситуацию. Ибо, во-первых, дорого, а во-вторых, скоростные электрички рассчитаны на жителей пригородов, работающих в Москве. Поэтому их расписание составлено так, чтобы было удобно добираться в часы пик. И, в-третьих, экспрессы связывают столицу только с крупными городами. Более мелкие станции комфортный транспорт проезжает без остановок. До них можно добраться только на обычной электричке.

Поэтому система мини-метро и скоростных трамваев, цены на которых обещают сделать вполне доступными, может стать достойным решением проблемы. В рамках схемы территориального планирования Московской области, к 2020 году планируется протянуть шесть веток общей протяженностью около 270 километров. Их маршруты пройдут по таким направлениям:

  • Мытищи–Пушкино–Ивантеевка–Щелково;
  • Подольск–Домодедово–Раменское;
  • Кубинка–Звенигород–Истра–Поварово;
  • Кашира–Орехово-Зуево;
  • Ногинск–Электросталь;
  • Химки–Планерная–Путилково.

Это будут исключительно пригородные трассы, не пересекающие границ Москвы. Где будут расположены конечные станции, и составят ли они единые транспортные узлы с московским транспортом, еще не ясно.

О ценах говорить еще преждевременно, но, скорее всего, они будут сопоставимы с московским метро и подмосковными электричками. Устанавливать стоимость билета на уровне экспрессов – то есть в два-три раза выше, чем на обычный пригородный поезд – явно невыгодно. Ведь этот проект создается не для тех, кто получает московскую зарплату, а для внутренних нужд Подмосковья.

Однако рассчитывать, что этот транспорт появится в Московской области в ближайшее время вряд ли можно. Вероятнее всего, первые линии будут открыты года через полтора – два.

Еще одним важным этапом перестройки транспорта Московской области стал обустройство так называемой «бетонки», которой предстоит стать скоростной Центральной кольцевой автодорогой (ЦКАД). Полностью она начнет функционировать, опять же, к 2020 году. Но отдельные участки будут вводиться в эксплуатацию еще раньше.

Опорными магистралями ЦКАД станут трассы М-1 «Беларусь» и М-10 «Россия». По мнению проектировщиков, в отдаленном будущем это позволит бывшей «бетонке» стать частью европейских транспортных коридоров. Первый - «Запад — Восток» - пройдет по маршруту Лондон - Париж - Берлин - Минск – Москва и далее через Екатеринбург во Владивосток. Второй - «Север — Юг» -из Хельсинки через Петербург в Москву.

При этом власти Московской области рассматривают ЦКАД еще и как базу для создания инфраструктуры, с перспективой индустриального и жилого строительства. Ведь соединив основные радиальные трассы, новое кольцо позволит жителям Подмосковья быстрее добираться до столицы. Кроме того, когда территория вокруг ЦКАД будет освоена, многие жители области смогут найти работу ближе к дому, и перестанут каждый день ездить в столицу. Что опять же положительно скажется на разгрузке дорог.