Интервью с В. Жидкиным в эфире телеканала «Москва 24»
В: Владимир Федорович, здравствуйте.
Владимир Жидкин, руководитель Департамента развития новых территорий Москвы: Добрый день.
В: Большое спасибо, что нашли время прийти в студию телеканала "Москва 24". Мы будем сегодня говорить о точках экономического роста, это понятие появилось несколько лет назад, в 2012 году, когда к Москве были присоединены новые территории. Подробнее - что это такое, что за теперь уже больше чем три года изменилось, и как эти точки экономического роста функционируют?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Принципиальный подход не изменился, как мы планировали, так и планируем создать 12 точек роста. Это предусмотрено и территориальной схемой, а также генеральным планом развития Новой Москвы. Некоторые из них уже развиваются, по некоторым точкам роста пока идет планирование территории.
В: Можно ли говорить о том, что это стало таким своеобразным двигателем развития всех присоединенных территорий, и что это такие места силы, очаги, вокруг которых развивается инфраструктура?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Да, но это не только очаг, это и центр градостроительного развития, где кроме жилья, рабочих мест должны будут появиться и социальные объекты, и объекты культуры, объекты отдыха. То есть эта территория - она полностью сбалансирована в части создания мест приложения труда, строительства жилищных объектов, строительства объектов социального назначения, и там, где люди могли бы отдыхать. Вот это очень важно, поэтому и выбран такой стратегический план развития Новой Москвы через создание точек роста.
В: То есть это полностью создание таких мини-городов, за пределы которых можно было бы и не выезжать без особой необходимости?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Можно и выезжать, можно не выезжать, все зависит от того, какие интересы у жителей этой точки роста или центра градразвития. Если есть рабочее место, которое больше интересует в соседнем таком же центре развития Москвы, то соответственно, можно и выехать на это место работы. Или, например, какой-то тематический парк, он расположен не в этой точке роста, а в соседней. Поэтому и транспортная схема, проектируемая сегодня в генеральном плане, в территориальной схеме, она позволяет через поперечные связи, через радиальные связи перемещаться из одного такого центра в другой.
В: Если говорить о том, что уже сделано, есть таких два крупных центра, про которые уже можно рассказать, один из них Коммунарка. Существенно, во-первых, разгрузилась и транспортная проблема, потому что там после того, как люди получили новые квартиры, и здесь же вся инфраструктура, и там же рядом и офисные центры, то стало гораздо легче.
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Да, но пока разгружается Саларьево, учитывая, что в Саларьево пришло метро, рядом метро "Румянцево". В Саларьево построили пока плоскостную, но большую по размеру парковку перехватывающую, люди могут, приехав по Киевскому шоссе на своих автомобилях, сесть в метро в Саларьево и доехать уже до Москвы старой или до Москвы исторической. Принято решение Сергеем Семеновичем о строительстве метро от Саларьево до Коммунарки, и когда в Коммунарке появится уже станция метро, плюс до конца текущего года мы планируем завершить работы по реконструкции первого этапа Калужского шоссе, в этот момент, безусловно, точка роста Саларьево станет транспортно очень доступной, появятся новые объекты на этой территории. Соответственно, самодостаточность этой точки роста или центра развития Коммунарка - она будет с каждым годом увеличиваться и улучшаться.
В: Вообще, как удается соблюдать этот баланс, развивать все эти направления, и рабочие места, и транспортную проблему, и жилье строить, и чтобы все это развивалось именно гармонично, чтобы не было какого-то перекоса?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: На самом деле это непросто, учитывая, что все инвесторы стараются построить жилье, продать его и уже начинать новый проект. Но для этого и существуют наши другие департаменты, которые координируют работу и инвестиционных проектов, и инвесторов, ресурсоснабжающих организаций с тем, чтобы сбалансировано развивалась система инженерного обеспечения новой территории Москвы, и транспортная схема, и, соответственно, реализация крупных комплексных проектов, где строится одновременно и жилье, и рабочие места, и социальные объекты.
В: Насколько активно бизнес хочет участвовать, и насколько плотная эта коммуникация?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: На самом деле по-разному. Там, где для бизнеса выгодно, чтобы появилась дорога, и она будет обеспечивать их жилой комплекс, они зачастую участвуют в этом активно, в отдельных случаях бизнесу не очень хотелось бы участвовать в финансировании транспортных объектов, финансировании объектов инженерного назначения. Но нам приходится в постоянном режиме общаться с бизнесом, с девелоперами, с инвесторами с тем, чтобы находить тот самый баланс, который и в интересах города, и в интересах инвестора решает общую комплексную проблему развития новой территории.
В: Москва становится в общем-то таким городом, есть примеры таких мегаполисов в мире, когда нет единого центра. Все привыкли думать, что в Москве есть центр, все знают, где он находится, и все вокруг этого центра. А очень многие города - у них несколько центров. И вот мне кажется, что точки экономического роста могут как раз превратить наш мегаполис в такой многоцентровый город.
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Да, но это называется полицентрическое развитие города, учитывая, что территория очень большая, она в полтора раза больше, чем Москва старая по размеру, при этом население планируется всего к 2035 году около 1,5 миллионов человек, это в восемь раз меньше, чем историческая Москва, но еще раз говорю, что территория больше. Поэтому полицентрическая схема развития, или принцип развития новой территории Москвы, и позволяет создать такой крупный город с моно-мини-городами, где есть очень такая сбалансированная и современная коммуникация, и она позволит равномерно развиваться всему городу в целом.
В: Не секрет, что в общем-то все направления развития переживают кризисные времена, это такая общемировая проблема. Как кризис коснулся и точек экономического роста, есть какое-то торможение, или экономический рост не остановить?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Кризис не обошел Новую Москву, не обошел и девелоперов, которые работают на новой территории. Но при этом план прошлого года по вводу недвижимости мы выполнили. Мы планировали 3 миллиона квадратных метров, столько и построили. В то же время мы построили 20 тысяч рабочих мест, это очень большое количество, учитывая, что за 3,5 года на новой территории создано больше, чем за весь предыдущий период мест приложения труда.
В: Нет такого, кстати, что люди туда приезжают из старой Москвы?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Есть, но пока не так много. Я думаю, что с учетом развития транспортной инфраструктуры будет приезжать людей больше. Что касается инвестиционного климата на новой территории, я завершу эту мысль, в текущем году мы также планируем построить не менее 3 миллионов квадратных метров. Да, это сложно, да, это гораздо тяжелее, чем было два-три года назад. Но, тем не менее, пока тот потенциал, который был набран за предыдущие годы, он позволяет нам оставаться в прежнем объеме, как и в предыдущие годы, по вводу недвижимости.
В: Есть впечатление, что предложения с трудом успевают за спросом? То есть я так понимаю, что эти рабочие места и новое жилье не пустуют, оно мгновенно заполняется?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: На самом деле, сейчас снизились продажи, как на жилье, так и на офисные помещения, на другую коммерческую недвижимость.
В: Просто у людей стало меньше денег?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Стало меньше денег, есть проблемы с приобретением, тяжелее продавать девелоперам и инвесторам жилье.
В: Притом, что спрос, наверное, не упал, конечно?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Спрос не падает, но есть проблема с финансами. Но, тем не менее, пока уровень возможностей у населения позволяет сохранять инвестиционный климат и инвестиционную динамику, набранные в предыдущие годы.
В: Владимир Федорович, вы сказали, что гармонично развиваются точки экономического роста, чтобы люди могли там и работать, и жить, не выезжая. Каждый микрорайон, это уже классика такая московская, строится жилой микрорайон, и там же рядом поликлиника, детский сад, школа. Я так понимаю, что именно по этому же принципу создается и здесь?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Ничего не меняется, принцип создания рядом с жильем школ, детских садов, поликлиник и других социальных объектов, а также рабочих мест, - он сохраняется, и нет ни одного проекта, где бы мы размещали только одно жилье. Поэтому жилые дома, школы, детские сады, поликлиники, рабочие места - они обязательно появляются рядом с жильем.
В: А врачи, которые работают в этих поликлиниках, воспитатели, которые работают в детских садах, - они живут там же рядом?
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Вы знаете, по-разному. Есть те, кто работают и живут рядом, соответственно, кто-то приезжает из Москвы старой, но их меньше, кто-то приезжает, возможно, из соседних областей. Но в большей части, конечно, проживают на новой территории Москвы.
В: Вы рассказали о том, что перехватывающая парковка рядом с Саларьево, 7 тысяч машиномест, и в полдевятого уже нет ни одного свободного места. То есть это значит, что очень востребована и транспортная инфраструктура, и я так думаю, что и квартиры, конечно, очень востребованы. То есть будем надеяться, что это развитие нашего города - оно будет и дальше продолжаться, и люди будут получать новое жилье и рабочие места. Спасибо вам большое.
Владимир Жидкин, руководитель департамента развития новых территорий Москвы: Спасибо вам, всего доброго.
Телеканал Москва 24
Источник:http://stroi.mos.ru/interviews/vladimir-zhidkin-stratieghichieskii-plan-razvitiia-novoi-moskvy-chieriez-sozdaniie-tochiek-rosta