В интервью телеканалу «Москва 24» и программе «Вести–Москва» телеканала «Россия 1» мэр Москвы Сергей Собянин рассказал, чем запомнился завершившийся на этой неделе фестиваль «Московская весна» и что интересного ждет жителей столицы этим летом.
— Буквально несколько дней назад закончился фестиваль «Московская весна». Как прошло мероприятие?
— Мы ставили перед собой задачу создать не менее красивую, не менее притягательную атмосферу, чем, к примеру, на фестивале «Путешествие в Рождество». Вы знаете, москвичам и гостям запомнилось и понравилось мероприятие, когда город был украшен по-новогоднему, по-рождественски, огромное количество людей пришло на эти мероприятия. Многие туристы начали бронировать места заранее именно на фестиваль «Путешествие в Рождество».
Я считаю, что мы добились поставленной задачи: количество людей, которые пришли на площади, улицы, пешеходные зоны Москвы, было не меньше, чем во время рождественского фестиваля. Мне кажется, город действительно выглядел празднично.
— Было создано очень большое количество артобъектов для того, чтобы украсить столицу. Если говорить о некой окупаемости затрат на эти мероприятия и обратной отдаче, насколько они равнозначны?
— Такая дискуссия есть, постоянно не только задают вопросы, но и требуют прекратить вообще всякую праздничную жизнь в городе, говоря о том, что можно организовывать праздники в Лондоне, Париже, Берлине, но в Москве этого делать не нужно. У нас же кризис, поэтому давайте мы сделаем все серенько, скромненько, так, чтобы люди чувствовали, что у нас вообще все плохо, чтобы не диссонировал город с таким настроением людей. Мне кажется, мы эти настроения сами создаем. Самая лучшая антикризисная мера — создать атмосферу жизнерадостности и оптимизма в городе.
К тому же это и есть реальная помощь малому бизнесу. Огромное количество шале, кафе, ресторанов начинает более интенсивно работать в этот период времени, и от этой экономической активности выигрывают и бизнес, и бюджет города.
— Но находится масса недовольных людей, в том числе и арт-объектами, которые появляются в городе.
— Арт-объекты привлекают большое количество туристов. А что касается зеленой страшной головы... Действительно, она, может быть, с точки зрения изготовления вышла не такой, какой планировали, и организаторы решили перенести ее на периферию города, к одному из торговых центров. Там был феноменальный успех, объем торговли в этом торговом центре вырос процентов на 40, они говорят: «Оставьте нам ее, пожалуйста!»
— Сергей Семенович, тогда, может, если столько есть недоброжелателей, как говорится, отвергая — предлагай. Может быть, тогда каким-то образом общественность, тех же самых блогеров, объединить, чтобы они тоже принимали участие в городских мероприятиях?
— Все участвуют, кто ногами участвует, кто — фотографиями. В Инстаграме(социальная сеть. — «ВМ»), например, такого количества снимков, которые выкладываются с фестивалей в Москве, пожалуй, не было никогда: до 40 тысяч снимков ежедневно. Это огромный объем. Это первоклассная реклама Москвы, фестиваля и создание массового обсуждения того, что происходит в городе. Конечно, мы видим и слышим и критику, новые идеи, которые появляются, для того чтобы учитывать это, чтобы с каждым годом все лучше и лучше организовывать эти мероприятия.
— Еще одна новая идея — «Московские сезоны». Это тоже городской фестиваль?
— «Московские сезоны» — это не фестиваль. Это, можно сказать, новый стиль города. Когда не только в парках, не только в концертных залах, но и на площадях, на улицах города появляется новый стиль жизни: оформленные улицы, мастер-классы, концерты. Например, когда мы заканчивали фестиваль «Путешествие в Рождество», ко мне подходили много горожан и говорили: «Сергей Семенович, зачем вы закрываете фестиваль? Так красиво, так хорошо, так уютно. Просуществовало две недели — и вы закрываете всю эту красоту, а дальше что?» А дальше ничего. И мы решили запрос на создание такой атмосферы переложить в новый стиль города. Четыре сезона — зима, весна, лето, осень, в рамках которых большую часть времени на улицах Москвы пройдут различные мероприятия под общим брендом «Московские сезоны». Так, во время «Московской весны» пройдет целый ряд мероприятий. Они проводятся не только в парках, но и на улице. То есть мы хотим, чтобы вся культурная, общественная, социальная жизнь была не где-то в специально отведенном месте, а везде — на центральных площадках города.
Таким образом, мы получаем новый стиль жизни Москвы, когда город постоянно будет оформлен достаточно празднично и комфортно для горожан, чтобы они могли приходить, общаться, улыбаться, участвовать в каких-то конкурсах, мероприятиях. Это, мне кажется, было бы очень полезно для Москвы, очень востребовано.
— Сегодня стартует фестиваль «Рыбная неделя». Как он будет организован в этом году?
— В прошлом году мы впервые провели «Рыбную неделю», рыбный фестиваль. Он был успешным не только с точки зрения, скажем, общественного восприятия и желания людей посмотреть рыбную продукцию, что-то купить для себя. В это время также были заключены десятки и сотни контрактов между производителями, поставщиками рыбы со всех концов нашей страны и сетями, магазинами московскими.
Вообще, мы являлись огромными потребителями импортной рыбы, не замечая, что наша продукция не хуже.
И слава богу, кризис, девальвация, санкции различного рода — они тоже помогли, и обратили мы внимание на то, что есть у нас. Мне кажется, что у нас нисколько не хуже эта продукция.
И в этом году мы продолжим эту традицию. Будут специальные площадки созданы, посвященные, например, Севастополю, Калининграду, Астрахани, Владивостоку. Будут представлены производители рыбы со всех концов нашей страны. Представлена такая рыба, как кижуч, семга, ряпушка, чавыча и так далее.
— Кроме «Рыбной недели», в этом году пройдут фестивали «Наш продукт»и «Дары природы». Они будут работать по такому же принципу?
— «Наш продукт» — июльский фестиваль, посвященный больше мясной продукции, продукции пищевой, которая изготавливается в России. Дальше, в августе, будет фестиваль, посвященный уже созревающим фруктам, ягодам, который также будет, мне кажется, очень востребован.
Будут работать концертные площадки, на мастер-классах горожан будут учить готовить те или иные блюда, так что будет приятно и весело.
— Как изменились пешеходные улицы?
— Я не так давно проезжал по Большой Дмитровке, читал какие-то документы, потом посмотрел в окно — и не понял. Я спросил водителя: «Мы где едем?» Понятно, что мы благоустроили улицы, привели их в порядок, сделали качественное освещение, убрали машины, но этого мало.
Когда огромное количество людей приходит на эти улицы, гуляет с хорошим настроением, наслаждаясь городом, хорошей погодой, это меняет облик улиц. Принципиально меняет. Атмосфера в городе становится другой. Собственно, это та цель, которой мы и добивались.
Невозможно это было бы сделать без упорядочивания парковки, невозможно это было бы сделать без качественного благоустройства, и очень правильно, что теперь это не только благоустроенное пространство, но еще и общекультурное городское пространство.
Москва так из автомобильной становится пешеходной и чуть-чуть велосипедной.
Велосипедов в этом году значительно больше. Мы видим это по прокату городских велосипедов. Количество единиц проката выросло почти в три раза по сравнению с прошлым годом.
— В этом году немного изменятся правила стандартного размещения летних кафе. Почему зоны расширили? Раньше от Третьего транспортного кольца, сейчас зона уходит чуть дальше. Расскажите об этом поподробнее.
— Требования очень простые, стандартные: должен быть навес, не должно быть загорожено полиэтиленовой пленкой, как это у нас было, не огорожено какими-то стенами, это должно быть общее открытое пространство, оно создает комфортный облик города.
И начинали мы с центра, с пешеходных улиц, затем дошли до границ Бульварного кольца, Третьего транспортного кольца, и сегодня предъявляем такие требования к летним верандам и кафе уже по всему городу.
Должен сказать, что это не усложняет, скорее упрощает работу, это стандартное требование. Мы не препятствуем бизнесу, наоборот, способствуем его развитию.
Торговая и административная инспекции следят за тем, чтобы эти форматы соблюдались.
— Какие мероприятия будут проводиться в парках?
— Конечно, все те мероприятия, которые мы проводим в городе, будут проводиться и в парках. С каждым годом каждый парк насыщает свою жизнь своими собственными мероприятиями, помимо общегородских. Мы не прекращаем дальнейшее благоустройство, реконструкцию действующих парков и создание новых. Создаем летние, пляжные территории возле Москвы-реки, возле водных пространств, благоустраиваем их. С каждым годом их становится больше, чтобы в парк можно было прийти не только погулять, но и позагорать, по возможности еще и искупаться. Так что в парках, несмотря на то что мы увеличиваем уличную активность, меньше мероприятий точно не будет.
— Появляется большое количество спортивных площадок рядом с домом. Как этот проект будет развиваться в ближайшее время?
— Мы в московских дворах поставили тысячи спортивных тренажеров разного рода. Некоторые были в восторге, потому что молодежь, вместо того чтобы сидеть пиво пить, теперь занимается на тренажерах. Бабушки иногда говорят: «Нет, вот теперь они до 12 часов гремят этими тренажерами, спать не дают».
Есть специальные тренажеры для уже солидного возраста.
Я не раз видел, как люди в годах активно на них занимаются. Это замечательно.
Также мы создали в парках воркаут-площадки, теперь в Москве проводятся не только городские, но и международные чемпионаты по воркауту. Огромное количество людей стало заниматься спортом, физической культурой на улице.
Причем, мне кажется, хорошо не только то, что у нас есть такие спортивные площадки, тренажеры, но и то, что люди могут просто гулять, ходить, и это тоже своего рода здоровый образ жизни. Помимо того, что можно наслаждаться своим городом, проехать на велосипеде, прогуляться.
И если вы посмотрите на пешеходные улицы, то количество людей, которые там бывают, проходят по этим улицам после их благоустройства, увеличивается просто в разы. Город не пустует, он живет и вечером, и днем, и утром, и по ночам тоже.