Архитектурный совет Москвы сегодня рассмотрел единственный проект — комплекс стадиона им. Э. А. Стрельцова, с главной футбольной ареной, спортивными залами и тренировочными полями. Эксперты единогласно одобрили представленное решение, отметив его градостроительные и конструктивные качества.

Архитектурный совет Москвы сегодня рассмотрел единственный проект — комплекс стадиона им. Э. А. Стрельцова, с главной футбольной ареной, спортивными залами и тренировочными полями. Эксперты единогласно одобрили представленное решение, отметив его градостроительные и конструктивные качества.
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов начал заседание с подведения итогов работы Архсовета в новом составе с 2013 года. Как рассказал Кузнецов, за это время было проведено 37 заседаний и рассмотрено 76 проектов. Также в рамках работы управления Архитектурного совета при поддержке Москомархитектуры прошли 42 конкурса и еще 4 планируются объявить в ближайшее время.
Сергей Кузнецов подчеркнул, что деятельность совета получила высокую оценку экспертного и профессионального сообщества: «Нам важно публичное обсуждение проектов с коллегами, важно, чтобы люди понимали, что есть обратная связь руководства города с экспертами, и рынок реагирует на это мнение. Мы стараемся сделать площадку Архсовета площадкой для такого диалога».
Рассмотренный сегодня проект центральной спортивной арены и спортивного комплекса им. Э. А. Стрельцова (стадион «Торпедо») был одобрен Архсоветом единогласно. Проект представил архитектор Дмитрий Буш (ООО «ПИ «АРЕНА»).
Стадион располагается в этом месте с 1919 года. Рядом с ним находятся Симонов монастырь и ДК ЗИЛ (арх. братья Веснины). В 1959 г. была построена восточная трибуна, в 1978 г. пристроена противоположная, западная. Также в составе комплекса стадиона находятся открытые теннисные корты и спортивные залы. В новом проекте все эти функции сохраняются, но модернизируются в соответствие с современными требованиями комфорта и безопасности. Использовать стадион планируется, в первую очередь, для футбола, поэтому в нем не будет легкоатлетического ядра, мешающего просмотру матчей. Вместимость увеличится с 13 до 15 тысяч зрителей, появятся новые тренировочные поля и сопутствующие административные и технические помещения.
Ключевыми принципами данного проекта стали интегрированность комплекса стадиона в ландшафт, сохранение открытого пространства и вида на Москву-реку и элегантная конструктивная схема главной арены. Проект ООО «ПИ «АРЕНА» далеко не первое предложение по реконструкции стадиона, однако только ему удалось решить эти основные вызовы.
Планировочно комплекс за счет понижения рельефа к реке делится на верхнюю и нижнюю части. В верхней расположены входные группы с улицы Восточная, сохраняющие существующую высоту в 4 метра. Отсюда предполагается основная загрузка стадиона (порядка 10 тыс.), в том числе от станций метро Дубровка и Автозаводская. Сохраняется входная парковая аллея, как в стадионе 1959 года, по сторонам которой появляются залы нового спорткомплекса и тренировочное поле. Нижний участок занимает само футбольное поле и два тренировочных поля сбоку от него. От прежней планировки в проекте также сохраняются боковые лестницы, по которым зрители спускаются к восточной трибуне. Две другие входные группы поменьше располагаются с восточной стороны арены.
Учитывая наличие рядом двух памятников наследия, для верхнего участка принят высотный регламент в 20 м, для нижнего — 40 м (в проекте высота составляет 38 м). Для того чтобы сохранить вид на панораму реки, навесы над трибунами предложено сделать максимально легкими. Два козырька шириной чуть больше 40 м и длиной 170 м представляют собой металлическую мембранную конструкцию. Общий ее вес — порядка 170 тонн, т. е. меньше 50 кг на один квадратный метр. С внутренней стороны навесы обшиты металлическими кассетами со встроенными светильниками. Опоры устанавливаются с уклоном от мембраны порядка 15 градусов. Внутри них располагаются лестницы и технические помещения. Световое оборудование из-за вогнутого радиуса козырьков располагается на тросовой ферме.
Андрей Боков: «Мы рассматриваем стадион в городе, это особый жанр, где жилые дома находятся на расстоянии нескольких метров. Задача — на этой площадке с перепадом в 15 м разместить 15 тысяч зрителей — находит очень логичное решение. То что стадион „сидит“ в ландшафте, конечно, делает его гораздо более привлекательным, чем остальные. Не говоря уже о том, что мне лично очень симпатична идея мембраны, одна из самых эффективных большепролетных конструкций».
Николай Шумаков: «Этот стадион близок по градостроительной ситуации к предыдущей крупной работе этого авторского коллектива — стадиону ЦСКА, который, на мой взгляд, сделан очень профессионально. Радует легкость, подход к архитектуре здесь мне кажется абсолютно правильным».
Михаил Посохин: «Этот проект — единственный из разработанных для данного участка, который оставляет большую воздушную и пространственную среду, при этом решая функциональную задачу».
Андрей Гнездилов: «Представленное здесь элегантное конструктивное и пространственное решение в мировых аналогах не имеет прямой аналогии».
Вопросы у членов Архсовета остались только по транспортной схеме, поскольку загрузку стадиона архитекторы представили по проектируемому дублеру Симоновской набережной, безотносительно к существующей улично-дорожной сети. Вопрос транспорта было рекомендовано доработать.
Подводя итоги заседания, Сергей Кузнецов, со своей стороны, также присоединился к мнению большинства и пожелал авторам успехов в дальнейшем проектировании. «Москва становится одним из лидеров по количеству классных современных стадионов. Хотя „Торпедо“ у нас не входит в планы по Чемпионату мира 2018 года, но мэром города Сергеем Собяниным задана такая планка, что у нас теперь все по высшему разряду делается».