25 октября 2016 года  были опубликованы результаты ежегодного рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». В числе прочих показателей рейтинг оценивает сложность получения разрешений на строительство для застройщиков и качество контроля за безопасностью зданий от проектирования до эксплуатации. Необходимо отметить, что для оценки позиции Российской Федерации используются данные по двум городам – Москве и Санкт-Петербургу: для подготовки результатов представители Всемирного банка в начале 2016 года провели выборочное анкетирование экспертов о практике строительства в этих городах

25 октября 2016 года были опубликованы результаты ежегодного рейтинга Всемирного банка «Ведение бизнеса». В числе прочих показателей рейтинг оценивает сложность получения разрешений на строительство для застройщиков и качество контроля за безопасностью зданий от проектирования до эксплуатации. Необходимо отметить, что для оценки позиции Российской Федерации используются данные по двум городам – Москве и Санкт-Петербургу: для подготовки результатов представители Всемирного банка в начале 2016 года провели выборочное анкетирование экспертов о практике строительства в этих городах.
Руководитель Департамента градостроительной политики города Москвы Сергей Лёвкин сообщил, что по направлению «Получение разрешений на строительство» Российская Федерация заняла 115 место, поднявшись на 4 позиции по сравнению с предыдущим годом. В Москве было исключено 5 процедур, что привело к снижению общего срока прохождения процедур на 14,5 дней и их стоимости на 10%. Таким образом, согласно отчету, компании-застройщику, осуществляющей строительство складского помещения в Москве, необходимо пройти 14 процедур суммарной продолжительностью 229,5 дней и общей стоимостью 1,5% от стоимости данного складского помещения*.
Напомним, что Российская Федерация на протяжении последних лет демонстрирует уверенный рост в рейтинге по данному направлению. Так, с 2014 года, Россия переместилась со 178 до 115 места. В Москве количество процедур сократилось более, чем в 2,5 раза – с 36 до 14; на 25 % снизился показатель стоимости процедур.
В этом году указанные результаты были обеспечены, в первую очередь, за счёт исключения процедур государственного строительного надзора для объектов с низким уровнем риска (4 процедуры) и процедуры согласования архитектурно-градостроительного решения для небольших нежилых объектов на периферии Москвы.
Правительством Москвы проводится последовательная работа, направленная на оптимизацию процедур в градостроительной сфере, развитие онлайн сервисов и электронных услуг в строительстве, исключение требования от заявителя документов, имеющихся в распоряжении органов власти, а также по обеспечению доступа застройщиков к информации об условиях и ограничениях использования территории, содержащейся в государственных информационных системах.
Следует отметить, что в 2016 году по поручению Мэра Москвы Сергея Собянина московскими органами власти был запущен ряд реформ, которые направлены на оптимизацию системы регулирования строительной деятельности и должны способствовать дальнейшему повышению позиций Москвы и России в рейтинге по направлению «Получение разрешений на строительство». В частности, в течение года проводилась системная работа по:
- включению в состав ГПЗУ информации о технических условиях подключения к сетям водоснабжения и водоотведения, а также информации о существующих подземных коммуникациях и сооружениях (информация Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в городе Москве);
- формированию в Москве Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в электронном виде;
- переводу Геофонда города Москвы в части инженерных изысканий в электронный вид и его интеграция в ИСОГД;
- осуществлению кадастрового учёта вновь построенных объектов капитального строительства на основании направления заявления Могосстройнадзора в орган кадастрового учёта в рамках межведомственного взаимодействия без участия заявителя.
М.Ш.Хуснуллин:
«Мы удовлетворены тем, что не только строительные организации в городе Москве, но и зарубежные эксперты видят ту значительную и системную работу, которую проводят органы власти Москвы, и которая направлена на повышение инвестиционной привлекательности строительства и снижения издержек застройщиков. Действительно, за прошедшие 5 лет была обеспечена отмена избыточных, дублирующих процедур в сфере строительства, а также регламентация существующих процедур и прозрачность порядка их прохождения. В текущем году Правительство Москвы сосредоточило свои усилия на реформах, направленных на упрощение сбора строительными компаниями сведений и исходных данных о территории, необходимых для проработки проектов, и на формировании информационных систем, включающих сведения о геологических и топографических изысканиях, о возможностях подключения к инженерным сетям, и предоставлении максимально открытого доступа к таким системам. Полагаю, что указанные реформы являются резервами роста в рейтинге в следующем году.»
С учётом улучшения показателей по количеству процедур, сроку их прохождения и стоимости органы власти города Москвы сосредоточат усилия на оптимизации процедур в строительной сфере (перевод услуг ресурсоснабжающих организаций в электронный вид; оптимизация процедур, связанных с проведением инженерных изысканий; включение технических условий всех сетевых организаций в состав ГПЗУ), а также на повышении уровня прозрачности порядка осмотра вновь построенных объектов в рамках процедуры выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
*Справочно о рейтинге
Всемирный банк ежегодно проводит исследование «Ведение бизнеса» в 189 странах, которое оценивает 10 сфер регулирования предпринимательской деятельности:
1. Регистрация предприятий
2. Получение разрешений на строительство
3. Подключение к системе электроснабжения
4. Регистрация собственности
5. Получение кредитов
6. Защита миноритарных инвесторов
7. Налогообложение
8. Международная торговля
9. Обеспечение исполнения контрактов
10. Разрешение неплатежеспособности
Рейтинг включает в себя ранжирование экономик путем подсчета процедур, временных и финансовых затрат, необходимых для строительства «эталонного объекта», а также индекс качества строительного контроля (введен в 2015 году).
«Эталонный объект»:
- 2-х этажное складское помещение 1300 кв.м., возводимое на участке 929 кв.м. собственником;
- имеется соответствующая архитектурная и техническая документация;
- имеются необходимые лицензии и страховка;
- имеются подъездные пути;
- учитывается подключение к водоснабжению и водоотведению;
- возводится собственными силами организации-владельца.