8 декабря 2016 года в рамках 4-й Международной конференции «Власть и бизнес против коррупции в сфере закупок и торгов» Главным контрольным управлением города Москвы было проведено заседание круглого стола «Совершенствование системы контроля при осуществлении закупок у единственного поставщика как фактор снижения коррупционных рисков».


В целях детального и системного изучения данного вопроса для участия в обсуждении были приглашены представители федеральных и региональных органов власти, госкорпораций, а также ведущие эксперты. Модератором дискуссии выступил начальник Главного контрольного управления Евгений Данчиков.
 
Говоря о нынешней ситуации в сфере закупок у единственного поставщика в Москве, начальник Главконтроля подчеркнул, что объем закупок, осуществляемых данным образом, неуклонно снижается.
Руководитель УФАС по г. Москве Армен Ханян в своем выступлении также отметил положительные результаты столицы в указанном вопросе и поделился опытом своего ведомства при осуществлении контроля закупок у единственного поставщика. Докладчик привел данные, согласно которым с 2010 года наблюдается рост количества жалоб от поставщиков на проведение заказчиком таких закупок. В первую очередь это является свидетельством того, что потенциальные участники торгов поверили в эффективность защиты собственных прав, в поддержку со стороны властей.
Однако, на федеральном уровне ситуация в области закупок у единственного поставщика, как отметил в своем докладе заместитель директора Департамента развития контрактной системы Министерства экономического развития Российской Федерации Дмитрий Готовцев, иная. Так, в 2016 году было выявлено 2 тысячи процедур, заявленных как конкурентные, но по факту являющимся закупками у единственного поставщика.


Ирина Ребрина, заместитель начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры города Москвы, сообщила, что органы прокуратуры уделяют особое внимание к закупкам у единственного поставщика.

Также она обратила внимание присутствующих на тот факт, что сегодня важнее не наказывать нарушителей, а предотвращать ошибки как заказчика, так и поставщика. Поэтому московская прокуратура крайне заинтересована в получении информации на начальной стадии закупок от контролирующих органов.
Начальник Управления по контролю в сфере контрактных отношений Федерального казначейства Андрей Мальцев напомнил, что ведомство в 2016 году получило полномочия по контролю в сфере закупок. В русле выступлений других докладчиков он говорил о существующей сегодня необходимости не только собирать, но и анализировать информацию по торгам в рамках единой общероссийской информационной системы. По его мнению, это существенно увеличит возможности выявления нарушений на ранних стадиях и сократит время подготовки контрольных мероприятий.


Павел Тихомиров, председатель Центрального арбитражного комитета госкорпорации «Росатом», рассказал об особенностях внутреннего контроля в крупной госкорпорации. Если процедуры торгов легко контролировать, то при закупках у единственного поставщика нет общественного контроля, нет десятидневного моратория на заключения договора. Любые нарушения при заключении договоров с единственным поставщиком в «Росатоме» жестко наказываются, вплоть до увольнения сотрудника.


Заместитель начальника ГУП «Московский метрополитен» – начальник контрактной службы Алексей Харитонов в свою очередь рассказал о практике закупок для нужд столичного метро. Так, в частности, выступающий отметил, что благодаря выстроенной системе закупок и переходу на типовое положение, перевод ГУП «Московский метрополитен» на законодательство о контрактной системе не станет ощутимым событием, так как действующие принципы и правила закупок во многом строже по сравнению с Федеральным законом №44-ФЗ.
Поделился опытом закупок у единственного поставщика представитель Департамента здравоохранения города Москвы. Заместитель руководителя Юлия Антипова подробно описала схему закупок, осуществляющихся в рамках 93 статьи 44-ФЗ в столичном Департаменте, а также выдвинула ряд предложений по изменению действующего правового регулирования.
Директор Института государственных и регламентированных закупок, конкурентной политики и антикоррупционных технологий Андрей Храмкин рассказал о зарубежном опыте построения системы использования комплаенс, позволяющего облегчить выявления рисков и управлениями ими внутри организации.

Выступления спикеров, представляющих экспертное сообщество, ключевые органы и институты контроля, позволили комплексно обсудить важную роль контрольных мероприятий в сокращении поля для злоупотреблений и коррупционных проявлений при осуществлении закупок у единственного поставщика.