Состоялась девятая дискуссионная сессия Московского центра урбанистики "Город". Предметом обсуждения экспертов, бизнесменов и чиновников стали итоги почти пятилетнего развития Троицкого и Новомосковского административных округов (ТиНАО) и основные положения Генплана Новой Москвы до 2035 года. Также вниманию собравшихся были представлены результаты последнего социологического опроса, посвященного потенциалу рынка труда в Новой Москве. Напомним, мероприятия проходят при поддержке Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) и Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы. Генеральный спонсор-организатор проекта – АО "Мосинжпроект", информационный партнер – журнал "Инженерные сооружения".
Руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин отметил важный рубеж в развитии ТиНАО – принятие основополагающих документов территориального планирования: 15 марта Мосгордума согласовала Генплан Новой Москвы, а немногим позже были утверждены Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) в столице. Руководитель департамента особо подчеркнул, что главным принципом Новой Москвы, согласно принятым документам, является формирование комфортной среды для жизни человека. То есть каждый новый жилой район изначально предполагает наличие рабочих мест, социальных объектов, удовлетворяющих любой спрос жителей, парков, зон отдыха и всей необходимой инфраструктуры. Так, ПЗЗ на две трети направлены на создание мест приложения труда, а Генплан предполагает создание 1 млн рабочих мест и жилья для 1,5 млн человек.
Чиновник отметил, что формирование комфортной среды является не только требованием градостроительных документов, но и общим трендом для рынка недвижимости в Новой Москве. "Инвесторы-застройщики все чаще обращаются с предложениями по строительству объектов, офисного, нежилого назначения", – отметил изменение в подходе инвесторов Владимир Жидкин.
С ним согласилась председатель правления Ассоциации инвесторов Москвы Любовь Цветкова: "Застройка в Новой Москве должна быть гармоничная, сбалансированная по своему функциональному назначению. Всем хочется строить жилье, но уже все понимают, что только жилье, без создания рабочих мест, инфраструктуры, невозможно", – подчеркнула она.
Всего с 2012 года, когда эти земли вошли в состав столицы, в ТиНАО было построено 8 млн кв.м жилья, появились 47 объектов социальной инфраструктуры, 4 дороги, 2,8 млн кв.м нежилой недвижимости, создано 100 тыс. рабочих мест, приблизительно равномерно распределенных по всей площади Новой Москвы.
Принцип мобильности также является одним из базовых для развития Новой Москвы. А потому активно идет формирование транспортного каркаса новых территорий. Уже построено 27 километров дорог, в активной фазе строительства находится 62 километра, проектируется 108. Работы по реконструкции Калужского шоссе – главной транспортной артерии Новой Москвы, по словам Владимира Жидкина, планируется завершить до конца 2018 года. "Полноценное движение на магистрали запустим в 2019 году", – уточнил он.
Всего на территории Новой Москвы до 2035 года планируется проложить 1200 км магистральных дорог, 65 км линий метрополитена, 175 км трамвайных путей. Для строительства всех этих объектов необходимо около 600 млрд рублей. Предполагается, что частично средства будут внесены инвесторами.
Как отметил депутат Московской городской думы по ТиНАО Антон Палеев, благодаря принятому Генплану негативное вмешательство в экологию при строительстве УДС на новых территориях будет минимальным даже по сравнению с аналогичными проектами в странах Западной Европы. Большинство из запланированных 1200 км новых дорог пройдут по свободным территориям, минуя лесные и парковые массивы.
О том, как будет отрабатываться комплексный подход в развитии новой территории рассказал директор по развитию АО "Мосинжпроект" Наиль Сайфуллин на примере административно-делового центра (АДЦ) в Коммунарке. Он отметил, что строительство городом объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, запланированное уже в конце этого – начале следующего года, увеличит привлекательность территории АДЦ "Коммунарка" (общая площадь – 550 тыс.га) для инвесторов, будет способствовать стабильной доходности долгосрочных инвестиций и комплексному развитию территории до 2030 года.
"Проектируется и строится продолжение Сокольнической линии метрополитена, которая обеспечит доступ из центра Москвы на эту территорию уже в 2019 году, проектируется дополнительная линия с проектным названием "Улица Новаторов" – "Столбово". Кроме того, на базе будущих станций метро "Столбово" и "Коммунарка" планируется возведение транспортно-пересадочных узлов", – уточнил Сайфуллин.
Проект в Коммунарке предполагает, что на этой территории не будет "перекоса" в сторону только жилого фонда, так как из порядка 4,8 млн кв.м построенной недвижимости 1,3 млн кв.м придется на жилье, а 1,7 млн кв.м – на деловую застройку.
"Город, кроме строительства инфраструктуры по инженерии, транспорту, метрополитену, транспортно-пересадочным узлам, также взял на себя обязательства по возведению социальной инфраструктуры на сумму порядка 5 млрд рублей, это позволит создать среду, комфортную для работы и проживания", – рассказал Сайфуллин.
Для освоения и комплексного развития территории планируется привлечь 402 млрд внебюджетных инвестиций, столица со своей стороны вложит около 45 млрд. "В дальнейшем город планирует вернуть вложенные инвестиции посредством арендной платы и уплаты налоговых поступлений", – уточнил директор по развитию АО "Мосинжпроект". Административно-деловой центр в Коммунарке станет крупнейшей точкой притяжения и будет способствовать изменению центростремительного вектора развития столицы.
Руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров представил результаты социологического опроса "Новая Москва: потенциал рынка труда". Согласно исследованию, изменения, произошедшие в Новой Москве, позитивно оценивают как местные жители, так и жители Москвы в границах до 2012 года. "В 2015 году тоже доминировали положительные оценки, но их было меньше – 61%. Сейчас позитивный полюс сохраняется и даже становится более ярко выраженным", – рассказал Федоров.
Согласно свежему исследованию, чаще всего респонденты отмечают улучшение в сфере транспорта и благоустройства.
"Первое направление изменений – это благоустройство, 72% зафиксировали позитивные изменения. По сравнению с опросом двухгодичной давности это большой плюс – там было порядка 62%. Второе направление – транспорт, 69% респондентов зафиксировали позитивные изменения. В 2015 году на этот вопрос положительно ответили порядка 51% опрошенных", – уточнил руководитель ВЦИОМ.
Также опрос показал, что примерно четверть жителей, переехавших на новые территории за последние 5 лет, пока не смогли найти работу в новых округах и продолжают трудиться в "старом" городе. По словам Федорова, это создает маятниковую миграцию. Однако согласно социологическим исследованиям, примерно 35% москвичей, проживающих в "старой" Москве, рассматривают возможность переезда в Новую Москву. В основном это касается жителей прилегающих округов. Больше всего их привлекают экология, цены на жилье и возможность работать недалеко от дома.
Заместитель директора по внешним коммуникациям АО "Мосинжпроект" Алексей Расходчиков отметил, что формирование рабочих мест в ТиНАО способствует дальнейшей интеграции присоединенных территорий и определенной разгрузке мегаполиса. По его словам, в последнее время маятниковая миграция из области стала сокращаться. На сегодняшний день две трети жителей уже не едут в Москву. "Это показатели даже более высокие, чем планировалось при формировании Генплана. И это, наверное, самый главный индикатор развития", – подытожил он.
Отметим, что дискуссия "Новая Москва: альтернативы развития" стала девятым крупным экспертным мероприятием, организованным Московским центром урбанистики "Город" при поддержке АО "Мосинжпроект". Ранее темами для обсуждения на коммуникационной площадке стали вопросы подготовки к Чемпионату мира по футболу-2018 и реконструкции Большой спортивной арены "Лужники", реновации промзон, интеграция транспортных систем Москвы: МЦК,ТПК и ТПУ, и ряд других ключевых для столицы вопросов.
Источник:http://mosinzhproekt.ru/page/60/1478