Пригородные железные дороги станут частью столичного транспорта.

Президент России Владимир Путин поддержал глобальный совместный проект мэрии Москвы и ОАО «РЖД» по созданию наземного метро — нового вида городского сообщения, которое соединит в Москве разные участки железных дорог. Доклад о новом градостроительном решении мэр Москвы Сергей Собянин и глава РЖД Олег Белозёров представили президенту 15 ноября.
Связать куски дорог
Первую линию, которая свяжет Савёловское и Белорусское направления, планируют построить в 2019 году.
— С Российскими железными дорогами мы придумали схему, которая соединила бы разрозненные куски этих дорог и связала сквозные диаметры. На примере Белорусского и Савёловского направлений можно увидеть, что, по сути дела, создаётся новая наземная ветка метро протяжённостью около 50 километров, по которой будут перевозить 42 миллиона человек, — рассказал Собянин.
Наземное метро — название условное. По сути, это привязка пригородных железных дорог к транспортной инфраструктуре города. Подобные схемы активно используются в Париже, Лондоне и Бомбее. По такому же принципу успешно было создано МЦК — под него была переделана уже существующая железная дорога. Это оказалось гораздо дешевле строительства новой ветки метро, а новый вид транспорта доказал свою эффективность. Ежедневно он перевозит 400 тысяч пассажиров.
Полтора-два года на строительство
Новое наземное метро тоже обойдётся дешевле традиционного.
— Если бы мы построили такую подземную ветку метро, нам бы понадобилось около 250 миллиардов рублей и годы и годы, а наземную линию можно сделать в течение года-полутора, затратив, по сути дела, минимальные ресурсы, — подчеркнул мэр.
При этом с запуском ветки нагрузка на метрополитен снизится на 10%, а на центральные вокзалы — на 25%. Но в самом большом выигрыше окажутся, конечно, пассажиры. Если сегодня путь из Лобни до Одинцова составляет порядка двух часов, то после открытия связующей линии между Савёловским и Белорусским направлениями пассажиры будут тратить на дорогу меньше часа.
Для жителей СВАО и тех, кто здесь работает, перемещение тоже станет удобнее — на Савёловском направлении располагается платформа Лианозово и станция МЦК «Окружная».
От 5 до 15 направлений
Сергей Собянин отметил, что в перспективе подобное наземное сообщение может связать и другие железнодорожные направления. Так, следующий проект на очереди — создание сквозного сообщения на Рижско-Павелецком направлении, на которое потребуется порядка пяти лет. Новый маршрут почти в два раза сократит время пути для жителей Нахабина и Подольска.
— Можно создать таких направлений от 5 до 15 — в зависимости от необходимости и пассажиропотоков. Это абсолютно реальный проект, который изменит ситуацию в Московском транспортном узле, этими направлениями будут пользоваться до 300 миллионов пассажиров, на 10-12% разгрузится вся транспортная инфраструктура, в том числе и МКАД, — отметил мэр.
Развитие железнодорожных перевозок в Москве — часть глобального проекта по модернизации транспортного узла столицы, который также включает в себя строительство дорог, развязок и станций метро. Частью этой программы был и запуск МЦК.