В Алексеевском районе вспомнили историю знаменитого детского приюта.

В декабре будет установлен купол и завершено возведение шатра на храме Святой Живоначальной Троицы при бывшем приюте Бахрушиных. Об этом сообщил настоятель храма Ростислав Ярема на историко-краеведческой встрече, посвящённой этому приюту, которая состоялась в управе Алексеевского района 25 ноября. Дата была выбрана не случайно.
— Это день создания Московского городского сиротского приюта имени братьев Бахрушиных, он открылся 116 лет назад, 25 ноября 1901 года, в день иконы Божией Матери «Милостивая», — сказала председатель Союза краеведов СВАО, руководитель историко-краеведческого общества Алексеевского района «Доброхот(д)» Ирина Манохина. — Но история создания приюта началась ещё раньше, в 1895 году, когда купцы и промышленники братья Бахрушины выделили на строительство и содержание приюта 600 тысяч рублей.
С четырёх лет до восемнадцати
Бахрушинский приют был подарком от меценатов городу, он содержался на принципах социального партнёрства — за счёт городской казны и частного капитала. Устав приюта был утверждён императором Николаем II.
— Сюда принимали сирот с четырёх-шести лет, в том числе из семей, которые сейчас принято называть неблагополучными, — рассказали краеведы. — Уходили ребята из приюта в 18 лет, но только после того, как найдут работу. Бессменным директором приюта был талантливый педагог Николай Васильевич Несмеянов. Его сын Александр Николаевич Несмеянов в будущем станет ректором МГУ, академиком, президентом Академии наук.
Умное сердце
Бахрушинский приют был устроен по семейному типу: шесть отдельных домиков, где жили дети, по 15-20 человек; при них — воспитатели и нянечки. Детей воспитывали по системе немецкого педагога Фридриха Фрёбеля — именно он впервые ввёл термин «детский сад», поднял вопрос о создании для детей таких условий, чтобы они раскрывались, как цветы.
Фрёбель говорил, что у ребёнка должно быть умное сердце. В младших классах, помимо арифметики, словесности, грамматики, истории, гимнастики, был предмет «Учение стыду» — сегодня он мог бы называться «Этика» или «Основы морали и нравственности».
Одновременно дети обучались ремёслам — плотницкому, столярному, осваивали электромеханику и художественно-слесарное дело. На территории приюта росла липовая аллея. Ребята обвили стволы и ветви электрогирляндами, по вечерам деревья светились, смотреть на это приезжали со всей Москвы.
Закрыт после революции
Приют прекратил своё существование в ноябре 1917 года. В советское время храм Святой Живоначальной Троицы был разрушен, сейчас он возрождается при поддержке и участии прихожан.
— Надо возрождать и помещения приюта, сейчас они находятся в запустении, мы не оставляем надежды, что они будут возвращены детям. Нужно возродить то, что создали братья Бахрушины, — сказал протоиерей Ростислав Ярема.
Марина МАКЕЕВА, опубликовано в «Звездный бульвар», №46, ноябрь 2017