Комментарии к программам международного кинофестиваля документального кино в Амстердаме IDFA.

Ну, главные-то лукавые красавицы в Амстердаме проживают на выставке в Королевском музее изящных искусства «Запомните меня. Портреты 15-16 веков». Там луноликие красотки с бритыми лбами похожи на стебли спаржи и встрепенувшихся рыб одновременно, зажиточные горожане в их искрящихся мехах и кружевах, беспечные детки аристократических семей – вензели юбочек, сами художники и его жены, и подружки с мольбертами и бликующими шелками – и все хотят, чтобы их запомнили. Все смотрят на нас – тех, кто с внешней стороны подрамника - с вызовом. Удивительное – для посетителя музея-любителя-не-профессионала - открытие в том, как эти ренессансные портреты давали себе волю в смысле фотографической любознательности и нюансировки мимики.


В секции «На просвет» нежнейшая псевдо-комедия - «Близко, но нежно и неказисто» Марии Алварес –суматоха, умножающая свои сущности, в захламленной квартире в Буэнос-Айресе, где живут сестры-пианистки, звездные годы которых пришлись на 1950-60-е. Окончание трилогии режиссера - «Синефилы» и «Потерянное время». В предыдущем фильме прямой отсыл к «Поискам утраченного времени» Пруста – в Буэнос-Айресе же собирается уже почти сто лет общество любителей прозы Пруста: собственно, создано оно буквально в первые годы после начала публикации саркастического эпоса, и дочери/внучки тех романтических особ из 1920-х продолжают умиляться строчкам и растворяться в них. И вот теперь пианистки, похожие на веточки гербария – в клавиши они попадают уже едва-едва, а спорят и ругаются, как и последние восемьдесят лет, бойко; их жилье удивительным образом напоминает питерскую коммуналку былых времен, где в библиотечных зарослях проживает остов пишущей машинки «Ундервуд» и таз, немытый с 1952-го года, афиши и фотографии. Есть портрет во всю стену – сестры позируют после триумфального концерта: фижмы, рукава-фонарики, локоны, обольстительные улыбки. Но командуют тут детские игрушки – точнее их можно было бы назвать «игруши» - в рост настоящих младенцев четырех-шести лет от роду куклы-бутузы, трагически заменившие музыкантшам детишек. Но неказистой нежности этим пупсам дарится не меньше. Починка кукольной головы стоит «доктору Гаспару» немало скандальных минут – а как из камня сделать пар… Как?... Мария Альварес задается противонаправленным вопросом – как из дыма тающего Времени сделать/собрать камешки, мелкую гальку воспоминаний. В общем, снова набоковское remembrance, embers and membranes of beauty – из-за которых художники и некоторые другие теряют самоконтроль. Но не режиссер фильма. 


И плавно перетекает это настроение в картину «Ультрафиолетовый и банда харкающих кровью» Робин Ханценгер. Здесь – «под сенью девушек в цвету», и снова монтажное кино, в котором из неведомых киномоделей – не актрис, но статисток, дивно высвеченных кинооператором в статуэтки – «вылепливаются» реально существовавшие Эмма и Марсель. Они встретились в школе в Дижоне в середине 1920-х годов. И впоследствии любовь девочек-подростков продолжилась в переписке – одна из них оказалась в туберкулезном санатории; будут ь вовлечены в роман и другие обитательницы лечебницы – храбрые и отчаянно сражающиеся за жизнь. Тут и фицджеральдовское, и не без хэмингуэевщины, но с переносом на сапфические мотивы и эмоциональные поиски трибадок. Использованы отрывки более, чем из ста фильмов 1920-30-х. 

А в программе «На передовой» - картина «Путешествие мраморных скульптур» Шин Ванг о производстве псевдо-античных скульптур. Комический репортаж о восприятии восточным менталитетом тысячелетней давности образцов красоты Античности.