Они решили одну из самых острых проблем для автомобилистов.

Фото: molnet.ru / Агата Карасёва

Старшеклассники школы №2065 в ТиНАО решили одну из самых острых проблем для автомобилистов – засыпание водителя за рулем. Изучив все аналоги, юные инженеры с помощью IT-технологий - нейросети и системы распознавания лиц - создали устройство быстрого реагирования «Бодрый водитель», которое разбудит управляющего транспортным средством.

Выбирая тему для своего научного проекта, ученики 10 IT-класса школы №2065 Святослав Лысенко и Давид Маилян обратили внимание на печальную статистику: число ДТП с участием водителей, которые засыпают во время поездки, из года в год не уменьшается. Авторы проекта изучили существующие технологические решения проблемы. Некоторые автопроизводители монтируют в подголовник сиденья датчики, измеряющие мозговую активность водителя. Если она снижается, происходит автоматическое уменьшение подачи топлива, и автомобиль останавливается, а, например, устройство Антисон Wake up срабатывает при определенном наклоне головы водителя и подает сигнал мощностью 65 Дб.

Юные инженеры предложили свое IT-решение – устройство, созданное с помощью современных технологий – нейросетей. Перед лицом управляющего транспортным средством устанавливается камера, которая сфокусирована на ключевых точках на лице, и в режиме реального времени следит за тем, открыты у водителя глаза или закрылись, объяснил научный руководитель десятиклассников, учитель информатики школы №2065 Роман Перепечаев. Данные передаются в бортовой компьютер, где специально обученная нейросеть-классификатор оценивает состояние водителя по пятибалльной шкале. Если система ставит выражению лица 5 баллов, раздается громкий звуковой сигнал, который будит сидящего за рулем.

Модель уже прошла апробацию и, по мнению создателей «Бодрого водителя», у проекта большое будущее. В следующем учебном году ребята усовершенствуют механизм крепления камеры в автомобиле, модифицируют настройки персональных показателей автомобилиста: интервалы между морганием, прищур глаз, а также разработают корпоративный доступ к системе через телеграм-бот, чем смогут пользоваться, например, логистические компании. Водители будут зарегистрированы в телеграм-боте, и, при наступлении внештатной ситуации, сигнал поступит в экстренные службы и руководству компании.