Итак, вы — владелец недвижимого имущества. Это произошло. Вы приобрели квартиру, дом, гараж, Вас можно поздравить. Однако теперь имущество необходимо зарегистрировать, иначе у вас просто-напросто не будет прав им распоряжаться по своему усмотрению.

Зачем регистрировать?

С 1 октября 2013 года регистрировать право собственности на квартиры, дома, земельные участки можно с помощью сети Интернет. Такая возможность в России появилась впервые. Подробнее о том, что нужно сделать, чтобы зарегистрировать свое право собственности, не выходя из дома, читайте в материале «Регистрация прав на квартиры, дома, земельные участки — как сделать это онлайн».

Закон об обязательной государственной регистрации недвижимого имущества (ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») был введен в действие в феврале 1998 года и с тех пор права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации.

Права на недвижимое имущество, зарегистрированные в каких-либо учреждениях до введения данного закона, действительны, и в таком случае государственная регистрация с записью в Единый государственный реестр прав может быть проведена собственником по его желанию.

Соответственно, государственная регистрация прав на недвижимое имущество – процедура обязательная для всех, кто прибрел имущество после февраля 1998 года.

Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации регистрируется как право собственности и право постоянного пользования, так и все сделки, производимые с имуществом, и не только.

Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, согласно п.2 ст.8 ГК РФ возникают только с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом.

Если регистрацию не провести, то в дальнейшем могут возникнуть проблемы - собственник, по сути, не может распоряжаться данным объектом недвижимости.

Надо также отметить, что зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Данная регистрация, по задумке, способствует «прозрачности» в обороте недвижимости, поскольку органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проводят проверку действительности поданных заявителями документов, правовую экспертизу и проверку законности сделок с недвижимым имуществом, а также выдают информацию о зарегистрированных правах по месту нахождения недвижимого имущества.

Где это сделать?

Регистрация прав на недвижимое имущество происходит в Едином государственном реестре прав (ЕГРП) на недвижимое имущество и сделок с ним.

Регистрация прав на недвижимое имущество проводится на всей территории России и осуществляется по месту нахождения недвижимости в соответствующем округе.

Для проведения данной процедуры необходимо подать в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) комплект документов и оплатить государственную пошлину. Для физических лиц государственная регистрация прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества стоит 1000 рублей, для юридических - 15 000 рублей.

Какие нужны документы для регистрации?

Список документов, предоставляемых для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним таков:

  • заявление;
  • квитанция об оплате госпошлины;
  • удостоверение личности заявителя;
  • документ, удостоверяющий полномочия заявителя, являющегося представителем правообладателя, например - доверенность;
  • выписка из домовой книги или единый жилищный документ;
  • нотариально заверенное согласие супруга/супруги на продажу/покупку квартиры, либо нотариально заверенное заявление, что заявитель в браке не состоит;

Если квартира приобретается по договору долевого участия, то дополнительно потребуются:

  1. Подписанный с обеих сторон договор долевого участия.
  2. Договор, заверенный у застройщика или строительства дома.

Документы на объект, на основании которых осуществляется регистрация прав на недвижимое имущество:

  • правоустанавливающие документы;
  • кадастровый паспорт регистрируемого объекта;
  • документы, выражающие суть сделки, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение или ограничение права.

Особые случаи представления дополнительных документов для физических лиц:

  • если имеется право на льготы по оплате регистрации, представляются документы, подтверждающие это право,
  • если документы подаются от имени несовершеннолетнего, представляются документы, подтверждающие полномочия законных представителей, усыновителей, опекунов или попечителей,
  • разрешение органов опеки и попечительства при продаже квартиры, где ребенок – собственник.

Документы, поданные на регистрацию имущества должны соответствовать определенным требованиям.

Они не должны иметь помарок и исправлений. Не подлежат приему документы, заполненные карандашом, а также документы с серьезными повреждениями, не позволяющими однозначно истолковать их содержание.

Все бланки необходимых документов находятся на сайте Росреестра.

Сколько времени занимает процедура государственной регистрации?

Государственную регистрацию прав проводят не позднее чем в месячный срок со дня подачи заявления и документов, необходимых для нее.
Регистрация прав на недвижимое имущество считается состоявшейся после внесения записи в Единый государственный реестр прав. Датой регистрации является дата внесения этой записи о соответствующих правах в ЕГРП.

Проводится государственная регистрация прав в определенном законом порядке:

  • подача необходимых для государственной регистрации документов;
  • экспертиза документов на недвижимое имущество, экспертиза оформленной сделки;
  • экспертиза на соответствие заявляемого права на недвижимое имущество с ранее зарегистрированными на него правами и выявление возможного существования прочих оснований для приостановления регистрации прав на недвижимое имущество или отказа от регистрации;
  • запись в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  • оформление и выдача заявителю правоустанавливающих документов и документов, удостоверяющих факт состоявшейся регистрации прав на недвижимое имущество – свидетельств о государственной регистрации права.

Куда обращаться за помощью?

Регистрация прав на недвижимое имущество – дело хлопотное, сравнимое по физическим и моральным затратам с самим приобретением недвижимости. И по идее тут к вашим услугам есть множество юридических контор, которые занимаются данным вопросом – помогают оформить документы, берут все трудности на себя. Стоимость платной услуги за проведение регистрации, подготовку документов и получение в регистрационной службе Свидетельства о государственной регистрации права, в зависимости от количества оформляемых документов и от района регистрации, оценивается в среднем от 5000 до 10000 рублей.