В Москве выбрали лучших педагогов. Лауреатами конкурса «Учитель года-2016» стали девять человек из девяти тысяч участников. Один из победителей конкурса «Учитель года-2016», преподаватель физики школы №1394 Артём Барат рассказал о том, чем современный школьный учитель отличается от советского, о взаимодействии с учениками, оценках, влиянии технического прогресса на образовательный процесс и многом другом.

Мы решили порассуждать о том, что представляет из себя современный учитель, что он делает, чтобы расположить к себе ребёнка и какие инструменты помогают ему в работе.

Так кто он, современный учитель?

По словам Артёма Барата, учитель имеет огромное влияние на школьника, даже если ребёнок в этом ни за что не признается. Поэтому учителя стараются найти подход к каждому, уделяя внимание не только образовательной, но и морально-этической стороне воспитания. Здоровая обстановка в школе, дружеские отношения учеников с учителями и друг другом крайне важны. В современных образовательных учреждениях к детям относятся с теплом и понимаем – в отличие от советской школы, где преобладал авторитарный стиль. Только так можно раскрыть таланты современного ребёнка, привить ему желание учиться.

Современный учитель – первопроходец. Ему досталось первое поколение детей, родившееся и воспитанное в век стремительно развивающихся технологий – с гаджетами и доступной информацией буквально обо всём на свете. С одной стороны, эти дети гораздо более открытые и раскованные, чем их родители. Они быстрее развиваются, всё схватывают налету и способны с раннего возраста воспринимать гигабайты информации. Но с другой – их гораздо сложнее чем-то заинтересовать, они «живут» в виртуальной реальности, не мыслят свою жизнь без айфонов, мессенджеров и соцсетей.

Как педагогу стать «своим» и сделать образовательный процесс увлекательнее?

Во-первых, крайне важна личная заинтересованность. Если единственная мотивация учителя – зарплата (а московские учителя сейчас получают немало – в среднем, около 70 тыс. руб.), то и отношение учеников к предмету и педагогу будет соответствующее. Чтобы стать авторитетом и другом для своих учеников, учителю необходимо говорить на языке своих подопечных, разбираться в основных молодёжных трендах и не сопротивляться техническому прогрессу.

Да-да, современные дети гораздо проще воспринимают информацию с электронных носителей – интерактивных панелей, планшетов и компьютеров. Их почти невозможно заинтересовать написанным в бумажном учебнике или мелом на доске. И это вовсе не каприз, а примета времени.

К сожалению, некоторым учителям сложно работать с техническими новинками, но, как показывает практика, педагоги адаптируются очень быстро. По словам Алексея Николаева, учителя истории школы №630, «…когда появились интерактивные доски, некоторые запаниковали, но сейчас таких проблем уже нет. Учителя — грамотные люди, они быстро привыкают к любым изменениям». Он отмечает, что ученики в восторге от подобных нововведений, «главное – использовать возможности имеющихся гаджетов по максимуму». И речь здесь о технике, которая появилось в школах в 2011 году. А ведь технический прогресс за 5 лет шагнул далеко вперёд: появились 3D-принтеры и 3D-ручки, мультимедийные панели и, конечно, скоростной интернет. Только представьте, насколько эффективнее станет процесс обучения, если все школы Москвы оснастят самым современным оборудованием!