Мосжилинспекция в ходе проверки по обращениям жителей дома 8 на улице Никитина в городе Московский выявила нарушение в порядке расчета платы за отопление.
Жители с декабря 2014 года по июль 2015 года платили за тепло по ставке 1034,34 руб/Гкал. В то же время тариф, утвержденный органом местного управления, составлял 876,65 руб/Гкал.
Управляющая организация ООО «УК Комфорт Сити» необоснованно увеличила ставку по услуге отопление на сумму НДС -18%.
Тариф на тепловую тепловую энергию для категории «население» в размере 876,56 руб./Гкал утвержден Постановлениями РЭК г. Москвы № 405-тэ от 04.12.2014 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО «Агрокомбинат «Московский» на 2015 год» и № 413-тэ от 19.12.2013 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей ЗАО «Агрокомбинат «Московский» на 2014 год». Согласно приложениям к ним установлено, что при начислении платы за услугу «отопление» для категории «население» НДС не взимается.
Мосжилинспекция выдала предписание управляющей организации провести перерасчет по данной услуге.
Но ООО «УК Комфорт Сити» не спешило признавать свои ошибки и стало оспаривать предписание надзорного органа в судах. Однако судебная тяжба разрешилась не в пользу управленцев.
Законность и обоснованность требований Мосжилинспекции признали Арбитражный суд города Москвы, Девятый арбитражный апелляционный суд, оставил без удовлетворения кассационную жалобу и Арбитражный суд Московского округа.
Увеличение тарифа управляющая организация объясняла тем, что воспользовалась, предусмотренным п. 5 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации, правом отказа от освобождения операций по реализации товаров (работ, услуг) от налогообложения и является плательщиком НДС.
Но Арбитражный суд Московского округа указал, что право общества на отказ от освобождения операций по реализации услуг от налогообложения, само по себе не должно исключать право граждан на получение и оплату коммунальных услуг по рассчитанным в установленном порядке тарифам.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 2004-О, норма подпункта 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой управляющая организация не облагает налогом на добавленную стоимость операции по реализации населению коммунальных услуг, направлена как на освобождение управляющих организаций от НДС по реализации коммунальных услуг, так и на недопущение неоправданного роста стоимости данного вида услуг, оказываемых управляющими организациями населению.
В результате управляющей организации придется выполнить перерасчет и вернуть жителям дома переплату за услугу «отопление» за 8 месяцев.
Для справки.
Согласно п. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемы или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 2 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитываются по тарифам, установленным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 15 постановления Правительства Российской Федерации № 307 от 23.05.2006 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.