Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении госконтроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
С 1 января 2017 года вступят в силу нормы Федерального закона от 03.07.2016 № 277-ФЗ (далее – Закон № 277-ФЗ) направленные на совершенствование мероприятий по осуществлению контрольно-надзорной деятельности и применения эффективных механизмов надзора в отношении хозяйствующих субъектов за деятельностью хозяйствующих субъектов.
1. Так, Законом № 277-ФЗ, установлено, что в целях устранения причин, факторов и условий, способствующих нарушениям обязательных требований органами контроля будут проводится мероприятия, направленные на профилактику нарушений обязательных нормативных требований посредством:
- размещения на официальных сайтах нормативных правовых актов, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля;
- информирования юридических лиц и предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований (разработка и опубликование руководства по соблюдению обязательных требований, проведение семинаров и конференций, разъяснительных работ в СМИ, информирование о внесении изменений в нормативно-правовую базу);
- не реже одного раза в год обобщения практики государственного контроля, указывая на наиболее распространённые случаи нарушений, и размещает на официальном сайте в сети «Интернет»;
- выдачей предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований. Предостережение выдаётся при наличии у органа контроля сведений о готовящихся нарушениях и при условии, что ранее юридическое лицо или предприниматель не привлекались к ответственности за нарушение требований. (Порядок составления и направления предостережения разрабатывается Правительством РФ).
Порядок проведения специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение причинения вреда, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера может быть предусмотрен иными федеральными законами и положениями.
2. Организация и проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. К контрольно-надзорным мероприятиям, в ходе проведения которых не требуется непосредственного участия проверяющих лиц, относятся:
- плановые (рейдовые) осмотры территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со ст. 13.2 Закона № 294-ФЗ;
- административные обследования объектов земельных отношений;
- измерение параметров природных объектов окружающей среды (воздуха, вод, почвы, недр);
- измерение параметров функционирования сетей и объектов электроэнергетики, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, сетей и средств связи;
- наблюдение за распространяемой рекламой;
- наблюдение за размещаемой информацией в сети интернет и средствах массовой информации;
- анализ информации о деятельности и действиях юридического лица и ИП.
Мероприятия по контролю на основании специального задания проводит уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля или органа муниципального контроля в пределах своей компетенции.
В случае выявления нарушений обязательных требований в ходе проверки будут, должностное лицо принимает меры по пресечению таких нарушений и направляет руководителю мотивированное представление для принятия решения о назначении внеплановой проверки, которое может явиться основанием для проведения внеплановой проверки.
3. Контрольная закупка - мероприятие, в ходе которого контролирующим органом осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами и ИП обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Контрольная закупка проводится по основаниям, предусмотренным для проведения внеплановых выездных проверок и по согласованию с органами прокуратуры.
Контрольная закупка проводится без предварительного уведомления проверяемых лиц. В ходе закупки должны присутствовать два свидетеля либо применяться видеозапись. Кроме того, можно использовать фото- и киносъёмку, а также иные способы фиксации. Более того, контрольная закупка может осуществляться дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий. По итогам контрольной закупки составляется акт, который подписывается должностным лицом органа госконтроля и свидетелями, а если выявлено нарушение, то подписи ставят и представители проверяемого лиц.
Экземпляр акта вручается юридическому лицу или ИП только в случае, если в результате закупки были выявлены нарушения обязательных требований.
Информация о контрольной закупке и результатах её проведения вносится в единый реестр проверок. Правительство РФ установит особенности организации и проведения контрольной закупки, а также учёта информации о ней в едином реестре.
4. Использование при проведении плановой проверки проверочных листов (списков контрольных вопросов). Статья 9 Закона № 294-ФЗ дополнена частью 11.1.
Проверочные листы включают в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, ИП обязательных требований, составляющих предмет проверки.
При проведении совместных плановых проверок могут применяться сводные проверочные листы, утверждаемые несколькими органами государственного (муниципального) контроля. Заполненный по результатам проведения проверки проверочный лист прикладывается к акту проверки.
5. Индикаторы риска нарушения обязательных требований (ч. 5.1 ст. 2 Закона № 294-ФЗ в ред. Закона № 277-ФЗ).
Индикаторы риска нарушения обязательных требований – это параметры, соответствие которым или отклонение от которых само по себе не является доказательством нарушения обязательных требований, но свидетельствует о высокой вероятности такого нарушения. Индикаторы риска выявляются в ходе проведении контрольных мероприятий без взаимодействия с юридическими лицами и ИП. Индикаторы риска нарушения обязательных требований разрабатываются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти и подлежат размещению в интернете.
6. Статья 10 Закона № 294-ФЗ изменена и дополнена новыми основаниями для проведения внеплановой проверки.
Основанием для проведения внеплановой проверки может быть заявление юридического лица или ИП о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения на осуществление юридически значимых действий.
Также, основанием для проведения внеплановой проверки может являться мотивированное представление должностного лица контролирующего органа, составленное по результатам мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и ИП.
При нарушении прав потребителей проверка проводится только при условии, что заявитель обращался за защитой нарушенных прав к юридическому лицу или ИП, но требования заявителя не были рассмотрены или удовлетворены.
Ещё одним новым основанием является выявление параметров деятельности юридического лица, ИП соответствие которым или отклонение от которых согласно утвержденным индикаторам риска является основанием для проведения внеплановой проверки.
7. Статья 12 Закона № 294-ФЗ дополнена частью 7 следующего содержания:
"7. В случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения. В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.";
Государственная ветеринарная инспекция.