Московский урбанистический форум, который в нынешнем году посвящен развитию агломераций, стартовал на ВДНХ и продлится до 12 июля. В первые дни его работы международная консалтинговая компания PwC представила крупное исследование «Эффект масштаба. Первый глобальный ренкинг агломераций». Согласно его данным, Москва занимает первое место в рейтинге агломераций развивающихся стран, при этом в рейтинге топ-20 российская столица занимает второе место.
Участниками деловой программы Московского урбанистического форума стали представители 40 стран мира, всего же на его мероприятиях в павильоне № 57 на ВДНХ ждут 30 тыс. посетителей. В работе форума участвуют представители городских властей различных городов мира, архитекторы, бизнесмены – девелоперы и руководители финансовых компаний, инвесторы, эксперты и журналисты. В нынешнем году в Москве решили объединить деловую программу, девелоперскую выставку и экспериментальные лаборатории, также в программу форума впервые был включен фестиваль городских сообществ MUF Fest.
Начало форума для Москвы оказалось вдвойне удачным – аналитики PwC опубликовали доклад, в котором российская столица значится на высоких позициях. В мировой двадцатке московская агломерация находится на втором месте, демонстрируя при этом более высокие темпы роста, чем в среднем по стране, по 11 из 13 показателей развития. Только агломерация Пекина имеет более высокие показатели – 12 из 13. Второе место в ренкинге с московской делят агломерации Шанхая и Стамбула. При этом в рейтинге агломераций развивающихся стран Москва заняла первое место. Как говорится в исследовании, к 2030 году в крупнейших образованиях с населением более 1,5 млн человек будут жить 7 из 10 городских жителей, или 24% мирового населения.
По данным PwC, у Москвы есть немало сильных сторон, которые позволили городу занимать нынешние места в рейтингах. В частности, у нее максимальный позитивный ареал влияния, развитая система образования, развивающийся креативный сектор, кроме того, аналитики отметили отсутствие безработицы, а также достаточный уровень доходов населения. Крупнейший мегаполис РФ занимает третье место по дешевизне проездного билета в общественном транспорте (первое и второе места делят Пекин и Шанхай), второе место по плотности рельсового транспорта (первое место – Берлин, третье – Нью-Йорк), российская столица третья по количеству бесплатных точек Wi-Fi на 100 тыс. жителей (первый – Сингапур, второй – Сеул), кроме того, Москва вторая по площади зеленых насаждений на душу населения (первенствует Гонконг, на третьем месте Берлин).
Согласно данным PwC, за последние 15 лет производительность труда в московской агломерации в промышленности росла в 1,7 раза быстрее, чем в остальных агломерациях, в финансовых и бизнес-услугах – в 1,2 раза, в государственных услугах – в 3 раза. «В ядре московской агломерации сформировалась современная диверсификационная экономика, характерная для лучших мировых агломераций, – отметил мэр Москвы Сергей Собянин на урбанистическом форуме. – Значительное место в экономике занимают такие инновационные и перспективные отрасли, как промышленность, ИТ-индустрия, страхование, образование, здравоохранение. Но и немалую роль играют производственный сектор, высокотехнологичное производство».
При этом Москва остается федеральным донором, обеспечивая финансовой поддержкой другие регионы. «Только отчисления в федеральный бюджет выросли за последние годы на 60% и составили триллион рублей. Для сопоставления: бюджетный трансферт по отношению к другим регионам из федерального бюджета составляет 1,5 трлн, то есть две трети этой суммы покрывается за счет отчислений предприятий, которые работают в Москве», – заявил градоначальник столицы РФ. Нужно отметить, что, по данным экспертов PwC, каждые 10 жителей московской агломерации за счет высокого уровня потребления создают два рабочих места за ее пределами. При этом ежегодно Москва ввозит товаров на 39 млрд долл., обеспечивая примерно 3,5 млн рабочих мест в российских регионах.
Нужно отметить, что эксперты также отметили прогресс в транспортной сфере, причем Москва не только занимает второе место по темпам строительства новых дорог. «За последние восемь лет в Москве потери времени в пробках сократились на 4% в отличие от других городов, где наблюдался рост загруженности дорог и увеличение временных издержек», – говорится в исследовании.