Владимир Жидкин о строительстве недвижимости, инфраструктурных проектах и работе в ТиНАО.
Сегодня на присоединенных территориях столицы реализуются масштабные и амбициозные проекты. Однако это не только жилая застройка, но и колоссальное транспортное строительство. В новой Москве появляются и новые рабочие, формируя таким образом полноценную городскую среду. О будущем новых территорий рассказал в интервью “Московской перспективе” руководитель департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
Владимир Федорович, в прошлом году отмечалось снижение объемов ввода жилья. С чем вы это связываете?
- Снижение наблюдается незначительное. Это связано, в частности, с ограничением выдачи разрешений на строительство из-за разработки и утверждения градостроительной документации. Другой не менее важный фактор - перенос главных усилий на опережающее создание целостной инфраструктуры - инженерной, дорожно-транспортной, социальной.
Всего с момента присоединения новых территорий к столице в 2012 году в округе ввели в эксплуатацию около 13 млн “квадратов” недвижимости, в том числе более 10 млн кв. метров жилья и примерно 3 млн “квадратов” другой недвижимости.
В ТиНАО ежегодно вводилось в среднем около 2 млн кв. метров, в 2017 году показатель снизился до 1,5 млн кв. метров.
А в этом году сколько будет введено недвижимости?
- По нашим прогнозам, в 2018 году в ТиНАО будет введено порядка 2,2 млн кв. метров недвижимости, из них около 1,3 млн кв. метров - жилье. Строительство коммерческих площадей позволит создать примерно 10-12 тыс. рабочих мест.
Владимир Федорович, мы много говорим о транспортном развитии новых округов. Расскажите о планах развития транспортной инфраструктуры.
- Уже до конца этого года в новой Москве появится шесть станций метро - “Филатов Луг”, “Прокшино”, “Ольховая”, “Столбовая” Сокольнической линии, “Говорово” и “Рассказовка” Калининско-Солнцевской линии.
Параллельно будут строиться поперечные автодороги, соединяющие крупные магистрали, а также автобусные и трамвайные маршруты на территории ТиНАО. За минувшие два года было создано 119 остановок и 22 новых маршрута. До 2020 года планируется ввести в строй еще 56 остановок и девять новых автобусных маршрутов.
Кстати, опросы ВЦИОМа показывают, что 70% проживающих в ТиНАО позитивно оценивают темпы дорожного строительства. Но надо понимать, что создание дорожно-транспортной инфраструктуры - это больше, чем просто дороги, удобство для пассажиров и автовладельцев. Наличие и строительство, а также утвержденные планы строительства новых дорог дают уверенность в завтрашнем дне, в успешном будущем новой Москвы. Для жителей, для инвесторов, для всех нас. Не случайно была пересмотрена программа дорожного строительства: объем строительства дорог увеличивается до 250 км к 2021 году, хотя ранее мы планировали ввести 200 км. А к 2035 году в ТиНАО планируется построить более 700 км дорог. Таким образом, общая длина дорожной сети новой Москвы превысит 1310 км. Наша задача - построить не только большие скоростные магистрали, но и множество районных дорог и поперечных дорожных связок между населенными пунктами новой Москвы.
Сейчас в столице активно развиваются железные дороги. Есть ли планы по расширению этого вида транспорта в ТиНАО?
- Конечно. Железнодорожные трассы являются одним из ключевых элементов для общего столичного транспортного узла, который ежедневно обслуживает миллионы пассажиров. Сейчас в Москве ведутся масштабные работы по развитию железной дороги, строятся новые станции и транспортные линии.
На территориях новых округов к 2035 году планируется построить на Курском и Киевском направлениях МЖД пять путепроводов и открыть новые станции Санино и Остафьево. В расписание будут введены 93 новых поезда, которые начнут курсировать по районам новой Москвы. В ТиНАО появится 80 км новых и реконструированных железнодорожных путей.
Такое активное развитие потребует и создания новой инженерной инфраструктуры?
- Да, безусловно. И такая работа уже ведется. С начала прошлого года энергетики филиала ПАО МОЭСК “Новая Москва” переустроили в кабельные линии шесть участков воздушных линий электропередачи напряжением 110-220 киловольт. Даны мощности крупным жилым комплексам, поликлиникам, больницам, детским садам и школам. Ведется электрификация автомобильных дорог - Калужского шоссе, автодороги Солнцево - Видное - Бутово и других крупных объектов инфраструктуры. Электрические сети в новой Москве планируют реконструировать до конца 2018 года. В Троицком и Новомосковском административных округах заменят около 400 км неизолированного провода на самонесущий изолированный.
Расскажите о планах по строительству социальных объектов.
- В общей сложности в 2018 году в ТиНАО будет построено 14 детских садов, причем девять из них - за счет внебюджетных средств. Также за счет инвесторов в нынешнем году в новой Москве будет построено шесть школ, еще три - за счет города, а также поликлиника.
Значимыми объектами ввода этого года станут пять пожарных депо, строящихся в соответствии с Адресной инвестиционной программой.
Такие планы потребуют огромных инвестиций. Есть ли деньги на такое масштабное строительство?
- Новая Москва, как планомерно реализуемый мегапроект, за минувшие пять лет стала еще более привлекательной. По нашим оценкам, до 2035 года в развитие новой Москвы будет вложено порядка 7 трлн рублей. Из них только 1,3 трлн составят вложения городского и федерального бюджетов, остальное - частные инвестиции. В строительство коммерческой недвижимости планируется вложить почти 2,3 трлн рублей, еще около 2,8 трлн рублей направят на возведение жилья. Порядка 620 млрд рублей будет инвестировано в развитие инженерной инфраструктуры, около 340 млрд - в социальную инфраструктуру и 6,25 млрд - в экологическую. Как видим, смысл вкладывать и коммерческую выгоду инвесторы видят реально.
Еще более 1 трлн рублей вложат в создание транспортной инфраструктуры до 2035 года. В развитие новой Москвы уже инвестировано порядка 800 млрд рублей, из них только 170 млрд - из бюджета города. Около 3,5 млрд рублей было направлено из федерального бюджета на строительство ЦКАД, остальные средства привлечены от инвесторов. Стройкомплекс Москвы по поручению мэра Сергея Собянина считает одной из приоритетных задач создание в ТиНАО современной социальной инфраструктуры. Здесь уже построено 53 социальных объекта, в этом году их станет на 20 больше.