Мнение - суждение по какому-то поводу, точка зрения на какой-то объект, оценка. Происходит от глагола мнить (устаревшее думать, считать, полагать, от праславянского mьnti). Аргумент - доказательство, убеждение, довод. Происходит от латинского argumentum (связан также с глаголом arguo - показываю, выявляю, обнаруживаю). Трудно идти вперед с головой, повернутой назад. Восточная мудрость Михаил Гаспаров: «Семья должна заботиться, чтобы человек отвечал требованиям общества, какие были 20 лет назад, улица - требованиям сегодняшним, школа - требованиям, какие будут через 20 лет. Сейчас хуже всего делает свое дело школа». Мы часто говорим о традициях в образовании. В привычном понимании люди определяют традицию как то, что они обычно делают, не понимая причин ее возникновения и сохранения. В энциклопедическом словаре указано, что традиция - это анонимная, стихийно сложившаяся система образцов, норм, правил, которой руководствуется в своем поведении достаточно обширная и устойчивая группа людей. В действительности традиция отражает нормы и ценности, существующие в определенный период. Она может быть настолько широкой, что охватывает все общество. Традиции, как правило, не осознают как нечто имеющее начало и конец во времени. Но традиция может утрачивать свою значимость в результате изменения потребностей и становиться предрассудком, например, в определенный период истории стало понятно, что бытового образования недостаточно для удовлетворения потребностей государства, и тогда началась модернизация образования. По определению современного экономического словаря под модернизацией понимают усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. Именно улучшение и обновление объекта, а не отказ от всего старого. Модернизация происходит, когда сложившаяся система перестает отвечать вызовам времени. Когда меняются требования к образованности современного человека, становится необходимой модернизация образования. Модернизация системы образования всегда следовала за потребностями государства в воспитании человека, имеющего качества, необходимые для этого государства. От кого зависит успех модернизации образования? С возникновением в XVIII веке российской системы образования учитель становится государственным человеком, а в отдельные периоды приравнивается к государственному служащему. В 1786 году, в период правления Екатерины II, был опубликован «Устав народным училищам в Российской империи». В уставе было указано: «Все учители, в народных училищах обучающие, получая жалованье по положению штата, считаются в действительной службе императорского величества и могут ожидать тех же воздаяний, которые рачительною службою в других званиях приобретаются». Это предъявляет требования не только к образованию учителя, но и к его способности реагировать на потребности государства. Ответственность за достижение учащимися образовательных результатов несут школы, и в первую очередь их педагоги. Именно от них зависит исполнение школой государственных гарантий и успешность модернизации образования в соответствии с новыми потребностями государства и общества. Альбер Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Основное условие успешного обучения ребенка в школе - организованная учителем учебная деятельность. Только в деятельности человек способен осваивать новые умения, а главное - применять их в новых ситуациях реальной жизни. Поэтому для успешной модернизации российского образования в первую очередь необходимы такие учителя, которые не замыкаются в рамках лекционных форм урока, не дают детям неприменимых в жизни знаний и не подходят формально к оценке образовательных результатов ученика. Именно они способны успешно организовать учебную деятельность, отвечая интересам детей и потребностям государства. Распространенное мнение Удивительно, но отказ от модернизации образования часто принято оправдывать именно традицией. Яркий пример этого - бытующее мнение большинства современных учителей (и даже родителей!) о необходимости традиционных домашних заданий. И сегодня многие педагоги продолжают работать «по накатанной» - по принципу: «Все так задавали - и мы задаем». Аргумент «против» На примере тех заданий, которые ежедневно получают наши ребята, можно увидеть отношение педагогов к проблеме организации учебной деятельности учащихся. К сожалению, домашнее задание в современной школе приобрело значение материала для самостоятельного освоения учащимися. Учителя не разрабатывают новые задания для каждого класса и для каждого занятия, хотя это позволило бы учесть особенности детей и предотвратить возможные трудности. Если бы домашние задания были связаны с поиском дополнительной информации, разработкой новых идей вместе с одноклассниками, общением с другими людьми, посещением музеев и выставок - они бы вызывали неподдельный интерес у школьников! Но в действительности домашнее задание, по мнению учителя, - это самостоятельное изучение части параграфа в учебнике. Поэтому в электронном журнале часто можно увидеть записи: «Домашнее задание: упражнение на странице n» или «§8, читать». Так какие же задания предлагают выполнять детям авторы учебников? В учебнике истории в параграфе «Искусство Высокого Возрождения» можно встретить задание: «Заполните таблицу «Художники Высокого Возрождения» (Имя/Страна/Произведения)». Если представить, сколько времени потребуется, чтобы заполнить эту таблицу, указав хотя бы основные произведения, можно понять, почему дети вынуждены выполнять домашнее задание на протяжении двух и более часов. Еще одно задание из учебника истории: «Составьте хронологическую таблицу основных событий Французской революции». Разные авторы выделяют от 20 до 35 основных событий Французской революции - от провозглашения учредительного собрания до казни Робеспьера и его единомышленников. Можно предположить, сколько сил потратит ученик на заполнение бесполезной таблицы, которую все равно не сможет применить, так как перечисление исторических событий не показывает их связи, причины возникновения и последствия. Владислав Катажиньский: «Из уроков некоторых педагогов мы извлекаем лишь умение сидеть прямо». Чаще всего в формулировках домашних заданий в учебниках встречаются глаголы «вспомните», «назовите», «подумайте», «выпишите», «прочитайте в тексте параграфа». Но в примерной основной образовательной программе основного общего образования, с учетом которой педагогические коллективы должны разрабатывать программы учебных предметов, не указаны такие действия. В новом образовательном стандарте основного общего образования, к реализации которого приступили в 2015 году все российские школы, представлены результаты, выраженные в глаголах «сравнивать», «доказывать», «анализировать», «применять», «систематизировать», «оценивать». Предлагая традиционные домашние задания, учителя не смогут обеспечить новые образовательные результаты детей, и это бесспорный аргумент. Один из школьных предметов, изучение которого легко построить на основе деятельности учащихся, - это иностранный язык. Главное итоговое требование к результатам его изучения - освоение «иноязычной языковой компетенции», то есть способности общаться на иностранном языке, использовать приобретенные коммуникативные навыки в реальной жизни, обучении и профессиональной деятельности. Казалось бы, изучение иностранного языка - это непрерывная практика общения, выполняя домашние задания, учащиеся находят новые интересные сведения о культуре других стран, чтобы ознакомить с ней одноклассников. Но если проанализировать содержание домашних заданий, которые предложены в популярных учебниках иностранного языка, можно увидеть, что в действительности детям предлагают самостоятельно прочитать (а часто и заучить) тексты на иностранном языке или выполнить письменное грамматическое задание. В качестве аргумента в таблице представлены задания для учеников 5-х классов, которые еще только адаптируются к обучению на уровне основного общего образования и учащихся 9-х классов, одна из главных задач которых - показать высокие результаты (а не заниматься выполнением объемных домашних заданий!). (См. табл. 1.) Б.Ф. Скиннер: «Образование - это то, что остается, когда все выученное забыто». Если обратить внимание на качество домашних заданий, которые задают учителя, и подсчитать общее количество времени, затраченное на их выполнение старательными и ответственными учениками вместо занятий в спортивной секции, театральной студии или школьном научном обществе, можно понять, почему домашние задания вызывают возмущение у детей и их родителей. Вместо создания информационных объектов, практического знакомства с современными информационными технологиями в учебниках по информатике детям предлагают такие домашние задания: «вспомните известные вам компьютерные программы», «перечислите основные элементы окна программы», «назовите основные этапы подготовки текстового документа на компьютере». Подобные задания не только противоречат планируемым результатам основного общего образования - они не соответствуют уровню практической информационной компетентности детей, который, кстати, все чаще опережает уровень педагогов. В учебнике по русскому языку можно встретить такое задание: «Объясните устно, почему так названы плетень, земляника, шиповник? Напишите об одном из этих слов по плану: 1. Какая часть слова помогает нам объяснить его название? 2. Почему мы можем использовать корень для объяснения названия?» Как учитель сможет проверить результаты устного выполнения задания? И зачем искать ответ на первый вопрос, если он уже содержится в формулировке второго вопроса? Владение родным языком - один из главных результатов общего образования, имеющий государственную важность, от способности применять его в жизни во многом зависит успешность и конкурентоспособность человека. Но до сих пор в школе остаются домашние задания, которые требуют не использовать язык, а заучивать правила и переписывать тексты из учебника, перекладывая ответственность за главные результаты образования на родителей и самих детей. Например, в учебнике для 5-го класса можно найти такие задания: «выпишите в левый столбик слова, в которых после ц пишется буква е», «озаглавьте текст и спишите его». В конце параграфа предложено еще одно задание: «подготовьтесь к диктанту из слов с непроверяемыми орфограммами, изученными в разделе «Морфемика. Орфография. Культура речи». Хотя за подготовку учащихся к промежуточной аттестации должен отвечать учитель. Роджер Льюин: «Слишком часто мы даем детям ответы для запоминания, а не задачи для решения». Несмотря на все сказанное, мнение о необходимости традиционных домашних заданий до сих пор остается общепринятым. Его поддерживают не только многие учителя, но и авторы учебников, и Роспотребнадзор (рекомендующий, правда, придерживаться норм СанПиН 2.4.2.2821-10; напомним, во 2-3-м классах это 1,5 часа, в 4-5-м классах - 2 часа, в 6-8-х классах - 2,5 часа, в 9-11-х классах - до 3,5 часа). В качестве очевидного аргумента против подобных заданий приведу здесь простую арифметику (неделя выпускника): 34 часа в неделю - уроки в школе; 3,5 часа в среднем в день - выполнение домашних заданий (согласно нормам СанПиН. Кстати, может быть, стоит этот пункт все же уточнить и конкретизировать - это в день, в неделю или в год?); итого = 51,5 часа в неделю (!). А еще не будем забывать про подготовительные курсы, кружки и творческие студии, спортивные секции… Что и говорить, о времени на общение с родителями и сверстниками, посещение музеев, театров, выставок остается только мечтать, хорошо, если на сон хватает. Не случайно домашние задания привлекают все большее внимание пользователей родительских сообществ в Интернете, а их объем и сомнительная польза стали одной из самых популярных тем для обсуждения. На одном интернет-форуме для родителей был опубликован такой комментарий: «Я считаю, что домашнее задание задавать нужно, но не каждый день. Выучивание правил, чтение параграфов, выполнение письменных заданий - от этого знаний не прибавится. Ученик приходит уставший и садится за уроки. Делать он их не хочет! Но чтобы получить «5», а не «2», ученику приходится садиться за уроки. Выбор здесь небольшой». Почему дети тратят так много времени на выполнение домашних заданий? В учебных планах некоторых школ можно найти строку с названием «рекомендуемый объем домашних заданий». В ней указано время, в течение которого учащимся предложено выполнять домашние задания. Но в действительности школы указывают количество часов, которое в соответствии с утвержденными Санитарными нормами и правилами максимально допустимое время для выполнения домашнего задания и даже в 10-11-х классах не может превышать 3,5 часа в день. В некоторых школах максимальный объем часов на выполнение домашних заданий стал «рекомендуемым», в отдельных случаях непосильным для детей. Учитывая, что ежедневно дети посещают от 4 до 7-8 занятий разных учителей, можно понять, почему детям приходится выполнять домашние задания в течение трех и более часов каждый день. Аргументы из Сети Весомым аргументом здесь станут и многочисленные дискуссии ребят о домашних заданиях на форумах в Интернете, где мы увидим такие высказывания (орфография и пунктуация авторов сохранены): «...3,5 часа в день... приходишь из школы в 3, до половины седьмого, получается, делаешь дз, а в 9-10 часов уже надо спать ложиться, дабы нормально высыпаться. И это если не брать в расчет то, что существуют дополнительные занятия и всякие курсы. Хотя лично мне нужно минимум часов пять для того, чтобы сделать все задания на следующий день. Там же не только письменное, учить надо много <…> И это нормально, конечно. Само собой! Самое то!» «У меня выпускной класс. На выполнение домашнего задания уходит все мое время… Я сажусь за уроки в 15.00 и только к 23.00 я встаю из-за стола… Это ненормально…» «У меня просто не хватает времени делать д/з 2,5 часа! Я стараюсь делать быстрее, но все равно не успеваю, а если успеваю, то не качественно. Количество времени нужно снижать!» «Я учусь в 7 классе. Отличник и все такое. Я сегодня только алгебру делал 2 часа…» «…у меня на домашку уходит все свободное время, а учителя задают, сколько захотят, и им не важно, что есть другие предметы (9 класс)». Чтобы наглядно представить существующую картину дел, обратимся к таблицам, иллюстрирующим домашние задания в 5-х и 9-х классах, а также объем этих заданий и среднее время, которое затрачивается учащимся на их выполнение. В качестве аргумента возьмем один день из жизни пятиклассника, который еще только приспосабливается к средней школе после обучения в начальных классах. Начало недели, вторник, обычный учебный день. (См. табл. 2.) А так, например, выглядит стандартный понедельник девятиклассника. (См. табл. 3.) Жорж Сименон: «Задавая домашнее задание, учителя метят в учеников, а попадают в родителей». Общепринятое мнение Очень часто приходится слышать мнение, что такое количество (и качество!) домашних заданий не прихоть, а жизненная необходимость. Попробуем разобраться. Для чего учителя задают домашние задания? Ответ на этот вопрос легко найти, обратив внимание на типы заданий. Это примеры, тексты, математические задачи, которые учитель не успел разобрать вместе с детьми на уроке. В этом случае ответственность за качество освоения знаний ложится на плечи учеников и их родителей. Если бы учитель проверял каждую работу, он мог бы определить трудности, с которыми столкнулись дети. Но для проверки 25 работ не хватит даже 45 минут урока. Поэтому многие учителя применяют форму взаимной проверки детьми домашних заданий. Эта форма экономит время, необходимое для выставления отметок, но не позволяет проанализировать допущенные ошибки. А сами отметки не помогают ребятам улучшить образовательные результаты и не мотивируют на дальнейшие достижения. В этом случае выполнение домашних заданий не учебная деятельность, организатором которой должен быть учитель. И на родительских собраниях, и в средствах массовой информации все чаще можно услышать возмущение родителей количеством и качеством домашних заданий. На страницах социальных сетей встречаются такие аргументы родителей: «Мой ребенок нормально справляется с домашними заданиями. Мы вместе делаем уроки. Иногда долго, мучительно, но выполняем все. Чтобы сделать домашнюю работу, мне приходится полдня провести в Интернете, чтобы узнать, как объяснить ребенку ту или иную тему». На другом форуме мама пятиклассника разместила такое сообщение: «Когда мой сын учился в младшей школе, домашних заданий практически не было. Учился он очень хорошо, почти на одни пятерки, и когда перешел в среднюю школу, запаса знаний ему хватило еще на два года. Я думаю, успеваемость зависит не от количества домашних заданий, а от профессионализма учителя. Домашнее задание - это в большинстве случаев перекладывание педагогами своей работы на родителей». Очень точным аргументом в этом смысле стало высказывание в одном из интервью народного учителя России, директора Центра образования №548 «Царицыно» Ефима Рачевского: «Чем хуже учитель и чем менее он профессионален, тем больший объем домашнего задания он задает». Льюис Кэрролл: «Какие были обязательные предметы?» - спросила Алиса. «Для начала, конечно, Спотыкание и Терзание, - ответила Притворная Черепаха, - а потом были четыре правила Арифметики - Самолюбие, Рассеяние, Обезображивание и Высмеивание». Нужны ли такие домашние задания детям? Домашние задания, которые требуют решения типовых задач, отработки уже освоенных действий, утратили популярность среди учащихся, так как они никак не связаны с жизнью и не позволяют детям предъявить индивидуальные результаты (проектные работы, художественные тексты, программные продукты, спортивные достижения). Подобные задания не связаны и с ситуацией необходимости приобретения знания, поэтому дети выбирают общение с одноклассниками, дистанционные образовательные курсы в Интернете, занятия с преподавателями университетов вместо выполнения тех домашних заданий, которые предложены учителем. Поэтому возникает вполне закономерный вопрос: «Зачем? Какова цель таких заданий?» Если выучить, для того чтобы запомнить, то возникают все новые и новые вопросы: Сколько времени нужно потратить, чтобы выучить? Сколько времени необходимо, чтобы проверить, что выучено? Как долго дети будут помнить то, что выучили? Что с этим выученным делать потом? На одном из форумов в сети Интернет описывают реальный случай, произошедший в школе. Когда у одной девочки спросили, выучила ли она слова (на дом было задано выучить иностранные слова), она ответила: - Я все слова учила, весь вечер учила, но НЕ ЗАПОМНИЛА… На странице интернет-форума, где учащиеся обсуждают школьные уроки и контрольные работы, один пользователь в ответ на высказывания о важности школы для будущей жизни опубликовал сообщение: «Школа вообще не дает нормальных знаний. Все это понимают, поэтому и учиться не хотят. Надо заставлять себя заниматься дополнительно. Есть же куча разных сервисов. Одно задание в день вполне реально сделать. Пока ищешь ответ на один вопрос, прочитаешь столько всего, сколько за целый урок в школе не узнаешь». Дети давно нашли и более простые способы выполнения бесполезных и неинтересных домашних заданий. В Интернете множество ресурсов, на которых учащиеся обмениваются готовыми решениями домашних заданий, и время их получения обычно не превышает 20 минут. Чарльз В. Элиот: «Цель свободного образования не в обучении, а в способности и желании обучения». Можно сказать, что сегодня, когда в наших школах коренным образом поменялось многое - от технологий до оборудования, мы наблюдаем уникальную ситуацию с домашними заданиями, про которые можно лишь с грустью констатировать, что они остались такими же, как в 1962 году. Хотя есть и те учителя, которые осознают, что домашние задания не должны заменять урок и заставлять детей самостоятельно изучать предмет. В одной из социальных сетей в группе учителей иностранного языка опубликовано такое сообщение: «Я задаю задание примерно на 20-30 минут его выполнения. Обычно это грамматические и лексические упражнения. Стандартно 1 страница из рабочей тетради. Слова учить не задаю. Запомните, их все равно никто не учит. <…> На занятии давайте столько заданий на лексику, чтобы учить дома было ничего не нужно. Это потребует напряжения от вас, конечно, но, согласитесь, это более честно, вы же получаете оплату за свои усилия». Такие педагоги понимают, что единственный способ вернуть домашним заданиям актуальность - это сделать их содержание полезным и важным для детей. Может быть, уже пора признать, что решение типовых задач не главный результат общего образования? Сегодня нам всем важно научиться организовывать учебную деятельность: разрабатывать задания, имеющие несколько способов решения; применять в обучении ситуации жизненной необходимости знаний; проводить защиты проектов и исследований; изучать динамику результатов каждого ребенка, и главное - предоставлять возможность выбирать различные домашние задания, а не делать обязательным выполнение одинаковых. Тем более что в Сети можно легко найти решения для всех заданий всех учебников с 1-го по 11-й класс. Я не призываю школы и педагогов отказаться от домашних заданий, я предлагаю подумать и обсудить, какими они должны стать сегодня, задуматься о сути, смысле домашнего задания, ведь при правильной организации учебного процесса ребенку не придется заучивать неинтересный и бесполезный для него материал! Может быть, есть смысл построить урок таким образом, чтобы ребята захотели выполнить дополнительное задание? Может, домашнее задание должно быть таким, чтобы учащийся попросил его сам, потому что у него есть желание, стремление самому этим заниматься? В этой связи вспоминается одна известная легенда - так называемая Задача про барометр Сэр Эрнест Резерфорд, президент Королевской академии и лауреат премии по физике, рассказывал историю, служащую великолепным примером того, что не всегда просто дать единственно правильный ответ на вопрос: «Некоторое время назад коллега обратился ко мне за помощью. Он собирался поставить самую низкую оценку по физике одному из своих студентов, в то время как этот студент утверждал, что заслуживает высшего балла. Оба, преподаватель и студент, согласились положиться на суждение третьего лица, незаинтересованного арбитра. Выбор пал на меня. Экзаменационный вопрос гласил: «Объясните, каким образом можно измерить высоту здания с помощью барометра». Ответ студента был таким: «Нужно подняться с барометром на крышу здания, спустить барометр вниз на длинной веревке, а затем втянуть его обратно и измерить длину веревки, которая и покажет точную высоту здания». Случай был и впрямь сложный, так как ответ был абсолютно полным и верным! С другой стороны, экзамен был по физике, а ответ имел мало общего с применением знаний из этой области. Я предложил студенту попытаться ответить еще раз. Дав ему шесть минут на подготовку, я предупредил его, что ответ должен демонстрировать знание физических законов. По истечении пяти минут он так и не написал ничего в экзаменационном листе. Я спросил его, сдается ли он, но он заявил, что у него есть несколько решений проблемы и он просто выбирает лучшее. Заинтересовавшись, я попросил молодого человека к ответу, не дожидаясь истечения отведенного срока. Новый ответ на вопрос гласил: «Поднимитесь с барометром на крышу и бросьте его вниз, замеряя время падения. Затем, используя формулу L = at^2/2, вычислите высоту здания». Тут я спросил моего коллегу-преподавателя, доволен ли он этим ответом. Тот наконец сдался, признав ответ удовлетворительным. Однако студент упоминал, что знает несколько ответов, и я попросил его открыть их нам. «Есть несколько способов измерить высоту здания с помощью барометра, - начал студент. - Например, можно выйти на улицу в солнечный день и измерить высоту барометра и его тени, а также измерить длину тени здания. Затем, решив несложную пропорцию, определить высоту самого здания». «Неплохо, - сказал я. - Есть другие способы?» «Да. Есть очень простой способ, который, уверен, вам понравится. Вы берете барометр в руки и поднимаетесь по лестнице, прикладывая барометр к стене и делая отметки. Сосчитав количество этих отметок и умножив его на размер барометра, вы получите высоту здания. Вполне очевидный метод. Если вы хотите более сложный способ, привяжите к барометру шнурок и, раскачивая его, как маятник, определите величину гравитации у основания здания и на его крыше. Из разницы между этими величинами в принципе можно вычислить высоту здания. В этом же случае, привязав к барометру шнурок, вы можете подняться с вашим маятником на крышу и, раскачивая его, вычислить высоту здания по периоду прецессии. Наконец, среди множества прочих способов решения данной проблемы лучшим, пожалуй, является такой: возьмите барометр с собой, найдите управляющего и скажите ему: «Господин управляющий, у меня есть замечательный барометр. Он ваш, если вы скажете мне высоту этого здания». Тут я спросил студента, неужели он действительно не знал общепринятого решения этой задачи. Он признался, что знал, но сказал при этом, что сыт по горло школой и колледжем, где учителя навязывают ученикам свой способ мышления. Студент этот был Нильс Бор, датский физик, лауреат Нобелевской премии 1922 г.». (Текст взят с сайта просветительского медиапроекта об образовании Newtonew, https://newtonew.com/overview/science-humour-bsu; самое раннее упоминание задачи о барометре датировано 1958 годом, сборник «Ридерз Дайджест»; сама легенда считается творчеством доктора Александра Каландры, который рассказал об этом в учебнике 1961 г. «Преподавание основ математики» и опубликовал его в виде статьи в «Субботнем обозрении» в 1968 г.) Альберт Эйнштейн: «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов». Последний аргумент Предрассудок о том, что учитель должен на каждом уроке задавать домашнее задание, бытует на протяжении многих десятилетий. На самом деле если мы углубимся в историю вопроса, то поймем, что законодательного акта, предписывающего обязательное выполнение учащимися домашнего задания, просто не существует! Более того, единственным государственным документом, относящимся к домашнему заданию, был Декрет «Об единой трудовой школе РСФСР», в котором было указано, что «задавание обязательных уроков и работ на дом не допускается». Документа, обязывающего школу и учителей давать детям домашние задания, в России не было никогда. Наличие домашних заданий предполагала лишь классно-урочная система, поэтому в их необходимости никто не сомневался. В статье 43 нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» указано, что обучающиеся обязаны «выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы», но эту необходимость определяет сама образовательная организация, сегодня школа может изменить содержание домашних заданий, следуя интересам детей. 17 июля 2015 года утвержден приказ Минобрнауки России №734, который внес изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, в котором нет указания на обязательное использование домашних заданий, но еще раз подчеркнуты требования Санитарных норм и правил о недопустимости перегрузки ими учащихся. Проблема домашних заданий стала предметом для разъяснений Министерства образования и науки РФ. 18 июня 2015 года Министерством образования и науки России во все регионы направлены рекомендации, вновь касающиеся проблемы перегрузки учащихся. В рекомендациях указано, что образование предоставляют с учетом особенностей, склонностей, способностей и интересов учащихся, при этом учитель «может предусмотреть задания для самостоятельной подготовки учащихся», но это необязательный элемент рабочей программы. При планировании домашнего задания учителю рекомендовано учитывать: - суммарную дневную учебную нагрузку учащихся (количество уроков, проведение контрольных работ, мониторинга); - день недели (начало/конец недели); - плановые перерывы отдыха (предпраздничные, праздничные, выходные дни, каникулы); - особенности психофизического развития учащихся и состояние их здоровья. Трудно представить, чтобы автор учебника смог учесть рекомендованные критерии, предлагая домашние задания к параграфу учебника, отбор заданий и планирование времени их выполнения полностью зависят от учителя. Современная школа сталкивается с вызовами новой социальной и образовательной среды. В Интернете уже созданы ресурсы, которые позволяют реализовать технологии «перевернутого урока», когда изучение нового материала происходит вне класса, а «домашняя работа переводится на урок», то есть школа становится пространством для применения самостоятельно полученных знаний. Двигаясь по пути модернизации общего образования, учителя могут сохранять лучшие традиции российского образования, обратив свой взор вперед, к новым образовательным возможностям: использованию культурной среды и уникальной инфраструктуры родного города, выбору предпрофильного и профильного образования, применению электронного обучения, освоению знаний для реальной жизни. Это темы, которые стоит обсуждать с учителями, родителями и, может быть, с нашими учениками. Марианна ЛЕБЕДЕВА, директор Городского методического центра Департамента образования Источник: «Учительская газета»