Как и тысячи москвичей, каждый раз я с большим удовольствием наблюдаю за очередным этапом эстафеты фестивалей межрайонных советов директоров образовательных организаций «Наши общие возможности - наши общие результаты». За год объединенные площадки школ стали уже традиционным местом встреч и отдыха, знакомства друг с другом и со Школой для московских семей и гостей столицы. Это, конечно, большой успех и заслуга межрайонных советов директоров, всех, кто принимает участие в организации этого интересного и полезного мероприятия. Для всех нас эти фестивали - очень большой и важный праздник, который не только дает возможность открыться школе и показать свои достижения, но и выполняет очень серьезную стратегическую задачу - объединение городского сообщества.
Каждый человек нам интересен, каждый человек нам дорог.
Строка из песни на слова Кима Рыжова
Межрайонные советы директоров постепенно становятся очень мощным фактором консолидации горожан. Но всегда ли мы можем то же самое уверенно сказать о какой-нибудь конкретной Школе? Ведь именно Школа - основной интегратор городских возможностей, важнейший участник объединения самого городского пространства.
Идея Большой Школы, которая сегодня уже стала, можно сказать, визитной карточкой московского образования, - это в первую очередь идея научить разных людей жить вместе. Сначала в общей Школе, потом в общем Городе, общей Стране.
Сегодня школы заметно выросли как социальные структуры, научились самостоятельно формулировать свои главные задачи развития, «по-взрослому» осознавая все тонкости и трудности становления городского массового качественного образования. В орбиту новой Школы входит целый город, и нам не приходится выбирать, у большой Школы всегда будут большие задачи.
Межрайонные советы в своей консолидирующей роли оказались прекрасным ориентиром для школ в поиске общего определения наших общих задач. У нас получилось такое «умное соревнование» - идей и смыслов - московские школы, целые межрайонные советы конкурируют в поиске наиболее точных, правильных определений наших общих задач.
Коллективы школ все чаще стали обдумывать, что является в стратегическом плане основой развития нашего города, какой он будет завтра, как будет выглядеть рабочее место специалиста будущего, когда ученики уже покинут школьные парты, университетские скамьи и пойдут работать. Воспитывая будущих горожан, Школа формирует будущее состояние общества, тот социокультурный задел, что будет определять важные жизненные решения наших сегодняшних воспитанников. Поэтому важнейшие задачи городской системы образования я бы сформулировал так - развитие города и консолидация городского сообщества.
Раньше было сложно представить такое глобальное значение системы образования и такую серьезную ответственность конкретной школы (особенно за консолидацию общества), ведь мы очень долго жили в совершенно иной системе. Долгое время система школьного образования города была построена на «сепарировании» учеников по правилам, удобным самой системе и далеким от принципов справедливости по отношению к большинству московских семей. В результате школы города (а значит, и городское сообщество) разделились на небольшую часть «мыисключительные» и гораздо большую «мыженегимназия». Через двадцать лет мы видим публичные проявления всех рисков у первых и менее публично заметные, но не менее значимые последствия упущенных возможностей у вторых. Однако образование, которое противопоставляет людей, мне кажется, по определению антипедагогично, качественное образование (конечно, с учетом индивидуальных интересов и способностей каждого ученика) должно быть у всех, ведь городу, стране, обществу, каждой семье хочется видеть в будущем наших сегодняшних учеников профессионалами, активными гражданами, порядочными людьми, умеющими понимать, уважать РАЗНЫХ людей и жить с ними в одном общем Городе. А если этому не научиться в школьном детстве, то когда же еще?!
Ценность системы образования города, каждой Школы для Москвы сегодня определяется способностью школы решать одновременно эти две сложнейшие задачи - быть и фактором развития города, и консолидации городского сообщества. Единение этих двух задач и есть самая сложная и управленческая, и воспитательная задачи коллективов наших Школ.
Пожалуй, главное отличие нашей новой большой Школы - равнодоступность высочайших результатов в самых разных направлениях. Воспитание в атмосфере взаимоуважения, объективной самооценки, обучение в среде, где каждый может проявить свой талант и раскрыть способности, поделиться своим успехом или опытом, формирует Человека с позитивным отношением к миру, в котором он живет, и к себе в этом мире. Наши большие школы пока сами учатся учить всех и каждого, учатся сами консолидироваться и объединять свои усилия для развития нашего Города. Учатся ставить и вместе с межрайонными советами директоров решать наши общие задачи.
Исаак КАЛИНА, руководитель Департамента образования города Москвы, министр Правительства Москвы
Источник: Учительская Газета